Конспект урока русского языка в 4 классе
Учитель Бернгардт Т.Д.
Класс: 4 «Г»
Программа «Начальная школа ХХI века»
Дата проведения 15.11.12.
Тема урока: «Вид глагола» Урок изучения нового материала, в блоке «Глагол» второй урок.
Цель:
1. Обучающая:
- выяснить, вид глагола – постоянный или непостоянный признак, через повторение грамматических признаков глагола;
- повторить алгоритм различия глаголов совершенного и несовершенного вида.
2. Воспитательная:
- воспитывать умение работать в паре, группе;
- воспитывать умение удерживать учебную задачу;
- Коррекционно-развивающая:
- освоить алгоритм различения глаголов совершенного и несовершенного вида по опоре;
- развивать умение образовывать новые слова суффиксальным и приставочным способом;
- развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Оборудование:
Опора по виду, кластер по составлению изученного о глаголе, портрет глагола, учебник, карточки с заданиями, записи на доске, компьютер, проектор
Этап урока
|
Цель
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Примечание
|
Эмоциональный настрой
|
Снятие стресса, страха.
Обеспечение включенности всех учащихся
|
- что можно делать под эту музыку?
- какие части речи назвали?
- рассмотрите портрет глагола: почему его так изобразили?
- группа исследователей прочитает нам о глаголе
|
- слушают музыку
-отвечают на вопросы учителя
|
Группа исследователей читает «А знаете ли вы?»
|
Целеполагание
|
Определение темы урока
|
- прочитайте слова на доске смотреть, пробежать, унести, сказать, дописать, пищать, надевать, вязать
- что общего (часть речи, орфограмма)
- подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти глаголы?
( оканчивающие на ать и другие)
(отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?)
Запишите в тетради в 2 столбика. Что получилось?
Что скажете о глаголах 1 группы? 2 группы?
- как отличить вид глагола?
- назовите тему урока
|
- отвечают на вопросы
- формулируют тему урока
|
На доске пара учеников распределяет слова в 2 столбика
По опоре рассказывают о глаголах совершенного и несовершенного вида
|
Актуализация знаний
|
Повторение признаков глагола
Выделение учебной задачи
|
Что знаете о глаголе
Игра «Не прерви цепочку»
- что такое глагол…
- что обозначает глагол
- на какие вопросы отвечают глаголы
- каким членом является в предложении
- какого вида бывают глаголы
- изменяются ли глаголы по числам - временам - родам
- падежам
- какие группы грамматических признаков вам известны (постоянные и непостоянные)
- что значит непостоянные признаки (меняются, но смысл слова не изменяется)
-можете ли сказать какие из этих признаков относится к постоянным, а какие - к непостоянным признакам?
- какие могут быть версии?
-сформулируйте учебную задачу урока (какие признаки глагола относятся к постоянным признакам, меняют смысл слова, а какие к непостоянным – т.е. изменяют форму слова, а не его смысловое значение)
|
Составление кластера под руководством учителя
Формулируют учебную задачу урока
|
Составляет кластер на доске под руководством учителя (Степа)
|
Наблюдение за языковым явление изменения глаголов по числам, родам и времени
|
Сделать вывод: к какой группе грамматических признаков относится вид глаголов
|
1) Задание для групповой работы:
- изменить глагол смотрел по числам/временам/родам
- выделить части слова
- подумать: что образуется при изменении форма слова или новое слово с новым значением?
ФИЗМИНУТКА
2) обсуждение результатов
3) определение вида глагола смотрел, образование другого вида глагола, сравнение
4) формулирование вывода
|
|
Группа исследователей прочитает правило с.74
|
Применение знаний
|
Упражнение в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида
|
- Самостоятельное выполнение упражнения 3 страница 75
- Проверка
- С помощью какой части слова образуются глаголы совершенного/несовершенного вида (с помощью приставок/суффиксов)
|
|
Карточка-помощница
|
Итог урока
|
Организовать рефлексию
|
- давайте вернемся к учебной задаче нашего урока: прочитайте ее - какие признаки глагола относятся к постоянным признакам, меняют смысл слова, а какие к непостоянным – т.е. изменяют форму слова, а не его смысловое значение)
-
рефлексия
Над какой темой работали?
Что узнали? Где эти знания понадобятся?
Как думаете – что будем делать на следующих уроках?
Какой этап урока понравился?
Что бы вы хотели выполнить ещё раз?
|
Повторяют вывод
- рефлексивно оценивают свою деятельность
|
Саша и Ксения дополняют кластер
|
Домашнее задание
|
|
По выбору с 75 упр. 4 или карточка (дополнить стихотворение подходящими по смыслу глаголами, записать их в тетрадь и указать вид)
|
Записывают домашнее задание
|
|
|