Главная » Файлы » Руководителю МО » Для руководителя методобъединения учителей начальных классов |
[ Скачать с сервера (844.5 Kb) ] | 09.08.2014, 09:08 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ олимпиадных заданий Форума «Юниорье Ачинска -2008» Бернгардт Т.Д.
Олимпиадные задания по русскому языку можно условно разделить на три блока: - задания на использование предметных знаний, умений и навыков; - задания аналитико-синтетического характера, где требуется применить знакомый способ действия в нестандартной ситуации, т.е. здесь проявляется определенная компетентность; - задания, не направленные на предметность. Из приведенной таблицы видно, что неравномерно распределено количество вопросов ориентированных на использование предметных ЗУНов и заданий на использование аналитико-синтетических или других мыслительных операций. В то же время присутствуют задания не связанные с предметом «русский язык». В 3 классе только 14 % заданий «выше» Стандарта, а в 4 классе 58 % от общего количества заданий. Причина такого явления кроется в том, что при составлении заданий не учитывались требования к учащимся обозначенные в проекте Стандарта начального образования, поэтому. В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов только 19 % учащихся, с заданиями аналитико-синтетического характера 28 % третьеклассников и 14 % учащихся четвертых классов. Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 70 % , а четвероклассник на 90 %.
Русский язык 3 класс
Литературное чтение 3 класс
Литературное чтение 4 класс
Олимпиадные задания по литературному чтению можно условно разделить на два блока: - задания на использование предметных знаний, умений и навыков; - задания, не направленные на предметность (все задания этого блока связаны с использованием ресурсов памяти учащихся и представляют совокупность энциклопедических знаний о названиях произведений конкретного автора или об именах героев произведений).
В 3 классе только 50 % заданий «выше» Стандарта, а в 4 классе 60 % от общего количества заданий. Причина такого явления кроется в том, что при составлении заданий не учитывались требования к учащимся обозначенные в проекте Стандарта начального образования. В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов только 10 % учащихся четвертых классов, и никто из третьеклассников. Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 39 % , а четвероклассник на 71 %.
Математика 3 класс
Математика 4 класс
Олимпиадные задания по математике можно условно разделить на четыре блока: - задания на использование предметных знаний, умений и навыков; - задания, решаемые способом подбора или перебора; - логические задания; - задания аналитико-синтетического характера, где требуется применить знакомый способ действия в нестандартной ситуации, т.е. здесь проявляется определенная компетентность. В 3 и 4 классе 100 % заданий «выше» Стандарта, причем работа для учащихся 4 класса не содержит заданий на использование предметных знаний, умений и навыков. В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов только 15 % учащихся третьих классов. Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 85 % , а четвероклассник на 100 %.
Окружающий мир 3 класс
Окружающий мир 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру можно условно разделить на пять блоков: - задания на использование предметных знаний, умений и навыков; - задания на использование предметных знаний, умений и навыков учащихся средней школы; - задания, требующие применения энциклопедических знаний; - задания- догадки; - задания, не направленные на предметность. В 3 классе 63 % заданий «выше» Стандарта, а в 4 классе 75 % от общего количества заданий. В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов среднего звена 31 % учащихся четвертых классов и 47 % третьеклассников. Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 81 % , а четвероклассник на 89 %.
Выводы: 1. При составлении олимпиадных заданий по всем предметам не оговаривались виды и типы заданий, не согласовывалось их процентное соотношение в работе. Были использованы задания: - непредметного содержания (окружающий мир, литературное чтение, русский язык); - задания, базирующиеся на предметных ЗУНах средней школы (окружающий мир); - задания, для выполнения которых требуются энциклопедические знания (литературное чтение, окружающий мир); - тестовые формулировки вопросов (окружающий мир); - задания выше требований Стандарта начального образования по всем предметам (от 14% до 100 % заданий в работе).
2. Процент выполнения олимпиадных заданий у призеров (1 место) колеблется от 39 % (литературное чтение - 3) до 100 % (математика - 4). Среди наиболее очевидных причин - недостаточный уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности учащихся, если точнее , то навык работы с текстом. Большая часть учеников выдавала ответ на задание и не описывали способ рассуждения или нахождения этого ответа, хотя в формулировках нескольких заданий была информация о баллах за развернутый ответ (математика, русский язык). По всей вероятности сказывается установка ученика на ответ, а не объяснение способа действия.
3. Школы, показавшие лучшие результаты выполнения олимпиадных заданий по условно разделенным блокам заданий
Рекомендации:
- школам выделить типологию «западающих» заданий на основе копий «Протоколов проверки олимпиадных заданий» и примеров «Олимпиадных заданий» по предмету; - организаторам и разработчикам олимпиадных заданий представлять критерии оценивания каждого задания (по умениям), желательно указывать темы заданий по предмету; - определить и представить сведения о процентном «коридоре» для 1 места относительно максимально возможной набранной суммы баллов. 6. С целью открытости процесса группе разработчиков представлять по запросу документацию представителям школы (из п. 5 настоящих рекомендаций) не позднее 30 дней до начала «Юниорье».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1341 | Загрузок: 239 | |
Всего комментариев: 0 | |