Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Учитель Бернгардт Т.Д.
Класс: 3 «Г»
Программа «Начальная школа ХХI века»
Дата проведения 10.10.11.
Тема урока: «Сравнение жанров «сказка» и «басня» на примерах произведений Л.Н.Толстого»
Урок изучения нового материала, в блоке «Произведения Л.Н.Толстого» первый урок.
Цель
|
Планируемый результат
|
- Обучающая:
- сравнить жанры «сказка» и «басня» через выделение их особенностей;
|
- сравнивает жанры по известному алгоритму;
- перечисляет отличительные особенности жанров «сказка» и «басня» по опоре;
- определяет с помощью учителя главную мысль произведения;
- объясняет смысл пословицы;
- выбирает пословицу, выражающую главную мысль;
- слушает, задает /отвечает на вопросы по услышанному произведению;
- высказывает свое отношение к услышанному (к героям и их поступкам);
- определяет авторскую позицию к героям или их поступкам;
- высказывает свое мнение, отвечает и задает вопросы (в том числе на уточнение и понимание задания);
- делает выводы на основе сравнения;
-использует для обобщения схемы, модели;
|
- Воспитательная:
- воспитывать умение слушать художественное произведение;
- воспитывать умение понимать эмоционально-нравственные переживания героев;
|
- Коррекционно-развивающая:
- освоить алгоритм сравнения жанров по опоре;
- развивать умение выбирать признаки жанра из предложенных.
|
Пояснительная записка
В классе обучаются 3 ученика с ограниченными возможностями здоровья. По итогам предыдущего года обучения выделены следующие направления, требующие коррекционно-развивающей работы с данными учащимися:
Степан К.
- чтение без ошибок (допускает ошибки при чтении вслух на постановку ударения в словах);
- понимание прочитанного и ориентировка в тексте (затрудняется находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание);
- расширение словарного запаса;
- определение жанра произведения;
- подробный пересказ небольшого доступного текста;
- обобщение, нахождение основания для классификации;
- развитие навыков самоконтроля;
- развитие операций мышления (затрудняется формулировать вывод по результатам анализа, сравнения, обобщения; выделять главную мысль прочитанного).
Александр М.
- чтение вслух с темпом чтения не меньше 40 слов в минуту (темп чтения – 45 слов, допускает ошибки на замену букв, постановку ударения в словах, заикается);
- понимание прочитанного и ориентировка в тексте (отсроченное понимание, трудно ориентируется в тексте, затрудняется находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание);
- расширение словарного запаса;
- владение темпом и громкостью речи как средством выразительности чтения;
- подробный пересказ небольшого доступного текста;
- низкая включаемость в начале урока и при смене видов деятельности;
- развитие навыков самоконтроля;
- развитие операций мышления (затрудняется формулировать вывод по результатам анализа, сравнения, обобщения; выделять главную мысль прочитанного).
Дмитрий П.
- чтение вслух с темпом чтения не меньше 40 слов в минуту (темп чтения 25 – 30 слов минуту, допускает много ошибок на замену и перестановку букв, добавляет слоги);
- понимание прочитанного и ориентировка в тексте (понимание после многократного прочтения; затруднена ориентировка в тексте, не находит в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание);
- расширение словарного запаса;
- владение темпом и громкостью речи как средством выразительности чтения;
- подробный пересказ небольшого доступного текста целыми предложениями;
- развитие произвольности (удерживает внимание на уроке на протяжении 5 - 7 минут, включается в деятельность с третьего предъявления);
- развитие операций мышления (затрудняется формулировать вывод по результатам анализа, сравнения, обобщения; выделять главную мысль прочитанного).
|
Ход урока
Этап урока
|
Цель
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Примечание
|
Речевая разминка
|
Развитие артикуляционной моторики
Обеспечение включенности всех учащихся
|
|
- массаж
- чтение слогов хором,
- самостоятельное чтение предложений в индивидуальном темпе,
- чтение скороговорок с ускорением темпа в паре.
|
Саша + Таня читают гласные в паре
|
Целеполагание
|
Определение учебной задачи и способов определения ее достижения на уроке
|
- назовите произведение по отрывку;
- можете предположить тему урока?
- пользуясь опорными словами, сформулируйте задачи урока
- запись учебной задачи на доске
- что значит сравнить?
- верно я вас понимаю, если ребенок называет общие или отличительные признаки, то это он сравнивает?
- почему считаете, что необходимо потренироваться в ..
- у кого такая же трудность?
|
- отвечают на вопросы
- формулируют учебную задачу с помощью опорных слов (вспомним, приведем примеры, сравним, научим, узнаем…)
- называют признаки выполнения учебной задачи
|
|
Выделение ос особенностей жанров
|
Составление сравнительной таблицы
|
- что вам известно о баснях?
- назовите известных вам баснописцев и их произведения;
- что известно о сказках?
- сейчас вы будете работать в группах. Задание: в файлах есть карточки с признаками литературных жанров басня и сказка, вклейте их в сравнительную таблицу
|
|
Работают группой вместе с учителем
|
Обсуждение результатов групповой работы
|
- как предлагаете проверить быстро и без обид?
- по 1 строке от группы ХВАЛИЛКИ
- что общего у сказок и басен?
- чем они отличаются?
|
|
|
Подготовка к восприятию нового материала
|
Познакомить с биографией Л.Н.Толсто
го
|
Презентация «Л.Н.Толстой»
|
|
|
Изучение нового материала Сказка «Два брата»
|
Организовать работу над содержанием произведения, выделить признаки жанра «сказка»
|
- слушание сказки
- высказывание своего впечатления, отношения
- почему еще крепче стала братская любовь?
- есть ли в сказке ЛНТ чудеса, превращения?
- по каким еще признакам мы узнаем, что это сказка?
- самостоятельное чтение
- выбор пословицы в парах
|
- слушают сказку, высказывают свои впечатления, эмоции
- отвечают на вопросы по содержанию;
- вспоминают и называют отличительные признаки сказок;
- самостоятельно перечитывают текст
|
Выбери пословицу (напечатаны пословицы, но в меньшем объеме)
|
ФИЗМИНУТКА
|
|
Изучение нового материала Басня «Белка и волк»
Работа с содержанием
|
Организовать работу над содержанием произведения, выделить признаки жанра «басня»
|
- чтение басни «Белка и волк» учителем
- высказывание впечатлений, отношения к услышанному
- выполнение заданий к тексту
- самостоятельное перечитывание, подготовка к чтению по ролям
- чтение по ролям
|
- называют отличительные особенности басен;
- перечисляют известных баснописцев и их произведения;
- слушают художественное произведение
|
|
Итог урока
|
Организовать рефлексию
|
- давайте вернемся к учебной задаче нашего урока: прочитайте ее
- какое главное отличие сказки от басни?
- в паре определите по рисунку жанр этого произведения;
- кто готов?
рефлексия
- Мне понравилось на уроке…
- Я могу перечислить …
- Я научился отличать…
- Мне было трудно …
- Я хочу похвалить себя за то, что..
|
- рефлексивно оценивают деятельность товарищей и свою
|
Карточка с началом фразы «Дополни предложение:
…»
|
Домашнее задание
1
|
|
с. 109-110 подготовить выразительное чтение
Задания по выбору:
1) Выполнить задания в БТ;
2) Придумать свою басню о жадности;
3) Раскрасить рисунок, приготовить пересказ басни или сказки.
|
Записывают домашнее задание
|
|
Приложение
Карточка для Александра М.
№ 1 Главная мысль сказки – какой поступок человек совершает, так к нему и относятся: сделал доброе дело – будут с ним дружить, станут уважать его, а если совершит плохой поступок – то никто не захочет с ним общаться и не будет его уважать.
Подумай, какая пословица выражает главную мысль сказки «Два брата»:
А) Горька работа, да сладок мёд.
Б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
№ 2 Прочитай, выскажи свое мнение, пользуясь началом предложения:
Мне понравилось на уроке…
Мне хочется сказать спасибо…, за то, что ….
Я хочу похвалить себя за то, что….
Я могу назвать признаки ……
Я могу отличить ….
Карточка для Степан К.
№ 1 Главная мысль сказки – какой поступок человек совершает, так к нему и относятся: сделал доброе дело – будут с ним дружить, станут уважать его, а если совершит плохой поступок – то никто не захочет с ним общаться и не будет его уважать.
Подумай, какая пословица выражает главную мысль сказки «Два брата»:
А) Горька работа, да сладок мёд.
Б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
В) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Г) Дерево смотри в плодах, а человека – в делах.
№ 2 Прочитай, выскажи свое мнение, пользуясь началом предложения:
Мне понравилось на уроке…
Мне хочется сказать спасибо…, за то, что ….
Я хочу похвалить себя за то, что….
Я могу назвать признаки ……
Я могу отличить ….
Карточка для Дмитрия П.
№ 1. Главная мысль сказки – какой поступок человек совершает, так к нему и относятся: сделал доброе дело – будут с ним дружить, станут уважать его, а если совершит плохой поступок – то никто не захочет с ним общаться и не будет его уважать.
Подумай, какая пословица выражает главную мысль сказки «Два брата»:
А) Горька работа, да сладок мёд.
Б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
В) Дерево смотри по плодам, а человека – по делам.
№ 2 Прочитай, выскажи свое мнение, пользуясь началом предложения:
Мне понравилось на уроке…
Мне хочется сказать спасибо…, за то, что ….
Я хочу похвалить себя за то, что….
Я могу назвать признаки ……
Я могу отличить ….
|