Анализ работы городского методического объединения учителей начальных классов
за 2013- 2014 учебный год
Тема: «Организация деятельности учителя по достижению планируемых результатов освоения ООП НОО»
Руководитель ГМО учителей начальных классов – Бернгардт Татьяна Дмитриевна
1. Включенность в работу методического объединения
№
|
ФИО педагога (полностью)
|
ОУ
|
Вклад в работу ГМО
(выступления, проведение мероприятий, консультирование, экспертиза и т.д.)
|
|
31.10.13
|
04.12.13
|
20.01.14
|
17.02.14
|
27.03.14
|
1.
|
|
Лицей № 1
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
МАОУ «Школа № 3»
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
МБОУ «СШ № 4»
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
МБОУ «СШ № 5»
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
МБОУ «СШ № 6»
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
МБОУ «СШ № 7»
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
МБОУ «СШ № 8»
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
МБОУ «СШ № 9»
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
«ОШ № 10»
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
|
МБОУ «СШ № 11»
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
МБОУ «СШ № 12»
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
|
МБОУ «СШ № 13»
|
|
|
|
|
|
|
13.
|
|
МБОУ «СШ № 15»
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
|
МБОУ «СШ № 16»
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
|
МАОУ «Школа № 17»
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
|
МБОУ «СШ № 18»
|
|
|
|
|
|
|
17.
|
|
«ОШ № 19»
|
|
|
|
|
|
|
18.
|
|
АСШИ
|
|
|
|
|
|
|
Посещаемость заседаний высокая. 85% участников ГМО являются руководителями ШМО более 5 лет. Большинство педагогов осознают предназначение ШМО и позицию руководителя ШМО. Имеет место факт присутствия молодых педагогов в паре с руководителем ШМО на некоторых заседаниях (чаще на обобщении опыта). Возможно, это свидетельствует об использовании ресурса ГМО для сопровождения молодых педагогов методической службой школы.
Примечание
* В таблице № 1 отмечены только выступления с презентацией или общением опыта. Вклад каждого участника рассматриваю с разных позиций: с позиции «участник ГМО» и с позиции «организатор методической работы и руководитель ШМО». Поскольку на ГМО деятельность организуется в системно-деятельностном подходе, то включенность педагогов, как участников - высокая. Руководителями ШМО на местах проведена разноплановая работа, включающая организацию аналитических, теоретических, практических и рефлексивных семинаров, мастер-классов, презентаций по обобщению опыта, педагогических проб с последующим перепроектированием. Вероятность организации и проведения ими выступлений, проведения мероприятий, консультирования, экспертизы высокая. Не могу со 100% уверенностью сказать, что во всех ОУ ведется полный цикл перечисленных мероприятий, но практические семинары чаще всего «копируются» с ГМО, а значит и ведутся с удержанием системно-деятельностного подхода.
- Выполнение поставленных на 2013 -2014 учебный год задач
Задачи
|
Деятельность
|
результат
|
Что было запланировано на учебный год
|
Что достигнуто за учебный год
|
- Организация работы по пониманию качества образования:
- организовать работу по пониманию качества образования в соответствии с актуальной задачей;
- проводить инструктивно-методические мероприятия с учителями по изучению изменений нормативно-правовых документов и контрольно-измерительных материалов для итоговых контрольных работ и ККР в 4 классах;
- способствовать внедрению системно-деятельностного подхода в систему общего и дополнительного образования города;
|
Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации.
Организация работы по пониманию качества образования.
Создание мест для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
|
- Анализ УМК с целью сравнения степени достижения планируемых результатов.
- Соотнесение и анализ заданий в УМК и в итоговых контрольных работах ЦОКО по содержанию, структуре и форме/оформлению по обозначенным темам.
- Изучение и апробация технологии/ий работы с текстом, с технологией проектной деятельности.
- Формирование банка заданий по теме «работа с текстом».
- Проанализировать содержание, структуру и критерии оценивания заданий по теме «Работа с тестом» из итоговых работ предлагаемых ЦОКО, осуществить педпробы по составлению заданий по аналогии, провести самоэкспертизу/взаимоэксертизу составленных заданий.
|
- Анализ УМК с целью сравнения степени достижения планируемых результатов.
- Соотнесены и проанализированы задания в УМК и в итоговых контрольных работах ЦОКО по содержанию, структуре и форме/оформлению по обозначенным темам.
- По потребности изучена и апробирована технология работы с текстом, технология проектной деятельности.
- По потребности осуществлены педпробы по составлению заданий по аналогии с итоговыми работами, предлагаемыми ЦОКО по теме «Работа с тестом»; проведена самоэкспертиза или взаимоэксертиза составленных.
|
II. Предъявление педагогических результатов:
- создать места для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта;
- обеспечить педагогическим работникам место для предъявления результатов педагогической деятельности, определения соответствия этих результатов требованиям заявленной квалификационной категории при аттестации;
- способствовать внедрению системно-деятельностного подхода в систему общего и дополнительного образования города;
- выявлять наиболее актуальные проблемы или проблемы, вызывающие особые затруднения у педагогов города для дальнейшей их проработки.
|
Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации.
Создание мест для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
|
Ожидаемые результаты:
- позиционирование опыта коллег и самоопределение участников мастер-класса и презентаций в ходе предъявления результатов педопыта;
- уточнение/конкретизация /снятие вопросов о технологии работы с текстом и решении проектных задач;
Продукты:
-памятки, методические рекомендации;
- материалы мастер-класса и презентаций педопыта.
|
Уточненены/конкретизированы /сняты некоторые вопросы о технологии работы с текстом, о способе конструирования заданий, направленных на формирование УУД.
Создано место для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
|
III. Подготовка и проведение форума «Юниорье Ачинска:
- обеспечить подготовку заданий для проведения форума «Юниорье Ачинска»;
- осуществить подбор кандидатур учителей на этапе проведения форума «Юниорье Ачинска»;
- осуществить подбор кандидатур учителей для предметных комиссий по проверке работ форума «Юниорье Ачинска»;
-организовать работу комиссий по проверке работ форума «Юниорье Ачинска»;
- подготовить отчёт о проведении форума «Юниорье Ачинска»;
- способствовать внедрению системно-деятельностного подхода в систему общего и дополнительного образования города;
|
Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации.
Создание мест для позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
|
|
|
результат достигнут за счет системно-деятельностного подхода в организации ГМО.
Примечание
*Форум «Юниорье Ачинска» проведен методистом Осадчик Е.В. При подготовке к форуму были задействованы руководители ПГ, ТГ, ГМО психологов, начальных классов, учителей иностранного языка.
- Организация деятельности ГМО в 2013-2014учебном году
№
|
Дата
|
Тема
|
Форма проведения
|
Основные вопросы
|
Полученный результат
|
Место предъявления результата
|
Направление «Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации»
|
1
|
31.10.13
|
«Планирование деятельности ГМО на 2013-14 учебный год»
|
Семинар
|
1. Уточнение состава ГМО, сбор сведений.
2. Анализ деятельности объединения за прошедший учебный год (основные достижения и трудности), анализ результатов ККР.
3. Проектирование основных результатов и продуктов деятельности (конкретизация предложенных) – на основе актуальных задач деятельности городской системы образования, корректировка Положения о ГМО.
|
Результат: общее понимание участниками ГМО роли объединения в решении актуальных задач.
Продукты:
- план деятельности объединения;
- Положение о деятельности объединения;
- банк данных о составе педагогов методобъединения.
|
Продукты:
- Проект плана деятельности объединения;
- Положение о деятельности объединения.
|
Направление «Организация работы по пониманию качества образования»
|
2
|
04.12.13.
|
«Качество образования: анализ инструментария оценки качества достижения планируемых результатов освоения ООП НОО»
|
Методический диалог
|
- Анализ УМК с целью сравнения степени достижения планируемых результатов. (За анализ УМК (на основе предметов «окружающий мир» и «литературное чтение» в УМК РО и ТО) – руководители ШМО)
- Соотнесение и анализ заданий в УМК и в итоговых контрольных работах ЦОКО по содержанию, структуре и форме/оформлению по обозначенным темам.
- Изучение и апробация технологии работы с текстом, с технологией проектной деятельности.
- Формирование банка заданий по теме «Работа с текстом».
|
Результаты:
- изучение материалов Центра оценки качества образования ИСМО РАО;
- изучение материалов проекта
«Результаты
внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» и выделение групп учебных действий, имеющих по итоговым контрольным работам низкие показатели;
- изучение материалов отчета Красноярского ЦОКО по итогам ККР 2013;
- формулирование вывода о степени достижения планируемых результатов разными УМК;
- формулирование выводов о соответствии заданий в УМК и заданий в итоговых контрольных работах ЦОКО (по проверяемым умениям и по форме);
- выделение способа аналитического чтения текста.
Продукты:
- методические рекомендации учителям об использовании результатов итоговых контрольных работ ЦОКО с обозначением «западающих» групп учебных действий;
- таблица «Сравнительный анализ заданий из УМК и итоговых контрольных работ»;
- ресурсная карта «Критерии оценки сформированности метапредметных результатов, представляющих способы действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных)»;
- карта дефицитов и возможные варианты их устранения.
|
Продукты:
- методические рекомендации учителям об использовании результатов итоговых контрольных работ ЦОКО с обозначением «западающих» групп учебных действий;
- таблица «Сравнительный анализ заданий из УМК и итоговых контрольных работ»;
- ресурсная карта «Критерии оценки сформированности метапредметных результатов, представляющих способы действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных)».
|
3
|
27.03.14.
|
«Конструирование учебных заданий, направленных на формирование и развитие УУД (на примере учебного моделирования)».
«Экспертиза заданий, направленных на формирование групп метапредметных умений»
|
Практический семинар
|
- Работа с учебной статьей по тексту пособия для учителя А.Г. Асмолов «Как проектировать УУД в начальной школе». Определение структуры УУД (этапы, содержание, критерии)
- Практический этап. Составление заданий, соответствующих 3-5 этапам учебного моделирования.
- Предъявление результатов групповой работы и экспертиза составленных заданий.
- Рефлексия. Выделение способа конструирования и экспертирования учебных заданий, направленных на формирование УУД.
|
Результаты:
- способ проведения экспертизы заданий;
- понимание критериев оценивания метапредметных заданий, представленных в итоговых контрольных работах.
Продукты
- экспертный лист;
- варианты заданий (прошедших и не прошедших экспертизу);
- банк заданий.
|
Продукты
- экспертный лист;
- варианты заданий (прошедших и не прошедших экспертизу);
- банк заданий.
|
Создание мест для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
|
4
|
20.01.14.
|
«Предъявление результатов педагогической деятельности»
|
Эстафета педагогического мастерства
|
- Презентация опыта Чернякова Наталья Леонидовна «Организация работы по развитию речевых умений в ГПД».
- Презентация опыта Морева Елена Робертовна «Решение простых задач».
- Презентация опыта Кох Надежда Константиновна «Реализация программы духовно-нравственного развития средствами УМК РО Л.В. Занкова»
|
Ожидаемые результаты:
- позиционирование опыта коллег и самоопределение участников мастер-класса и презентаций в ходе предъявления результатов педопыта;
- уточнение/конкретизация /снятие вопросов, затруднений в деятельности педагогов.
Продукты:
-памятки, методические рекомендации;
- материалы мастер-класса и презентаций педопыта.
|
Продукты (на сайте Муниципальной методической службы Ачинска):
- текстовые материалы выступлений, презентации.
|
5
|
17.02.14.
|
«Формирование групп метапредметных умений в урочной и внеурочной деятельности»
|
Панорама педагогических идей
|
- Мастер-класс Байкова Елена Николаенва «Формирование умения удерживать заданную позицию учащимся в работе малой группы на уроках в начальной школе»
- Обобщение опыта по теме «Учебный проект» Архипова Светлана Владимировна.
3. Обобщение опыта работы в проблемной группе Луговик Альбина Викторовна
«Структура проектной задачи. Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников»
|
*Большинство продуктов выработано на заседаниях ГМО и оформлены как проекты для дальнейшего использования в ШМО. В них обозначены ключевые моменты, но они могут быть изменены или дополнены.
4. Обобщение педагогического опыта
Дата
|
Фамилия имя отчество педагога (полностью)
|
ОУ
|
Тема выступления
|
Методический продукт
|
20.01.14.
|
Чернякова Наталья Леонидовна
|
МАОУ «школа № 3»
|
«Организация работы по развитию речевых умений в ГПД»
|
Презентация опыта
|
20.01.14.
|
Морева Елена
Робертовна
|
МБОУ «СШ № 6»
|
«Решение простых задач».
|
Презентация опыта
|
20.01.14.
|
Кох Надежда Константиновна
|
МБОУ «СШ № 5»
|
«Реализация программы духовно-нравственного развития средствами УМК РО Л.В. Занкова»
|
Презентация опыта
|
17.02.14.
|
Байкова Елена
Николаенва
|
МБОУ «СШ № 6»
|
«Формирование умения удерживать заданную позицию учащимся в работе малой группы на уроках в начальной школе»
|
Мастер-класс
|
17.02.14.
|
Архипова Светлана Владимировна
|
АСШИ
|
«Учебный проект»
|
Обобщение опыта по теме
|
17.02.14.
|
Луговик Альбина Викторовна
|
МБОУ «СШ № 4»
|
«Структура проектной задачи. Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников»
|
Обобщение опыта работы в проблемной группе
|
27.03.14.
|
Бернгардт Татьяна Дмитриевна
|
МБОУ «СШ № 16»
|
«Конструирование учебных заданий, направленных на формирование и развитие УУД (на примере учебного моделирования)».
|
Мастер-класс
|
*Анализ УМК с целью сравнения степени достижения планируемых результатов был проведен в школах в соответствии с техническим заданием для ШМО. На ГМО руководители представляли результаты работы, выводы в виде сравнительных таблиц и рекомендаций.
** Обобщение опыта проводится не только на ГМО, но и внутри ШМО или творческих, проблемных групп каждой школы.
*** Листы для экспертизы заданий направленных, на формирование УУД не являются эталоном и могут быть дополнены или изменены педагогами школ.
Выводы:
Из плана не проведен аналитический семинар «Анализ деятельности методобъединения в 2013-14 учебном году».
В предыдущем учебном году обобщение педопыта происходило в рамках ПГ и ТГ, т.к ГМО как части структуры методической службы не было. Поэтому, не имея прошлых данных невозможно сделать адекватный вывод об активности педагогов в обобщении педагогического опыта. Педагоги представляли опыт исходя либо из актуальных задач образования, либо из реальных проблем практики. Анализируя формы обобщения опыта, можно сделать вывод об избегании практико-ориентированных форм. Педагогами используются презентации своего опыта, обобщение положительного опыта по теме. В то же время слушатели при обобщении опыта редко задают вопросы, не высказывают рефлексивных оценок. В этом направлении планируется введение экспертных листов для структурирования опыта педагогов города.
5.Перспективный план на 2014—2015 учебный год.
Тема: «Организация деятельности учителя по достижению планируемых результатов освоения ООП НОО»
Задачи
ü создать места для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта;
ü организовать работу по пониманию качества образования в соответствии с актуальной задачей;
ü способствовать внедрению системно-деятельностного подхода в систему общего и дополнительного образования города;
ü выявлять наиболее актуальные проблемы или проблемы, вызывающие особые затруднения у педагогов города для дальнейшей их проработки;
ü обеспечить подготовку и проведение форума «Юниорье Ачинска»;
ü проводить инструктивно-методические мероприятия с учителями по изучению изменений нормативно-правовых документов и контрольно-измерительных материалов для итоговых контрольных работ в 1-4 классах;
|
Деятельность
- Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации.
- Создание мест для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
- Организация работы по пониманию качества образования.
|
Планируемый результат
Изучение и обсуждение нормативно-правовой документации.
Организация работы по пониманию качества образования.
Создание мест для профессионального становления, самоопределения и позиционирования инновационного опыта, а также для предъявления результатов педагогической деятельности.
Выявление наиболее актуальных проблем или проблем, вызывающих особые затруднения у педагогов города для дальнейшей их проработки.
|
|