Главная » Файлы » Руководителю МО » Для руководителя методобъединения учителей начальных классов

Анализ олимпиадных заданий городского форума "Юниорье Ачинска 2008"
[ Скачать с сервера (844.5 Kb) ] 09.08.2014, 09:08

Анализ олимпиадных заданий Форума «Юниорье Ачинска -2008»

Бернгардт Т.Д.

 

 

Предмет              Русский язык

Класс

3

4

Количество участников

19

19

Максимально возможное  количество баллов в работе

22

20

Максимально набранное количество баллов (1 место)

15,5

18

 

Характер задания

Количество

% заданий от всей работы

% заданий выше стандарта

% выполнивших верно

3 класс

Задания аналитико-синтетического характера

2

28

 

 

14 %

21 %

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

4

58 %

19 %

Задания, не направленные на предметность

1

14 %

0 %

4 класс

Задания аналитико-синтетического характера

1

14 %

 

 

58 %

68 %

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

4

58 %

19 %

Задания, не направленные на предметность

2

28 %

26 %

 

Олимпиадные задания по русскому языку  можно условно разделить на три блока:

- задания на использование предметных  знаний, умений и навыков;

- задания аналитико-синтетического характера, где требуется применить знакомый способ действия в нестандартной ситуации, т.е. здесь проявляется определенная компетентность;

- задания, не направленные на предметность.

Из приведенной таблицы видно, что неравномерно распределено количество вопросов ориентированных на использование предметных ЗУНов и заданий на использование аналитико-синтетических или других мыслительных операций. В то же время присутствуют задания не связанные с  предметом «русский язык».  В 3 классе только 14 % заданий «выше» Стандарта, а в 4  классе 58 % от общего количества заданий. Причина такого явления кроется в том, что при составлении заданий не учитывались требования к учащимся обозначенные в проекте Стандарта начального образования, поэтому.

В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов только 19 % учащихся, с заданиями аналитико-синтетического характера 28 % третьеклассников и 14 % учащихся четвертых классов.

Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 70 % , а четвероклассник на 90 %.

 

Русский язык 3 класс

Русский язык 4 класс

 

 

 

 

Предмет              Литературное чтение

Класс

3

4

Количество участников

19

19

Максимально возможное  количество баллов в работе

57

52

Максимально набранное учащимся количество баллов (1 место)

22,5

37

 

Характер задания

Количество

% заданий от всей работы

% заданий выше стандарта

% выполнивших верно

3 класс

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

4

67 %

 

50 %

0 %

Задания, не направленные на предметность

2

33 %

0 %

4 класс

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

4

80 %

 

60 %

10 %

Задания, не направленные на предметность

1

20 %

3 %

 

 

              

 

 

Литературное чтение 3 класс

 

 

Литературное чтение 4 класс

 

 

Олимпиадные задания по литературному чтению можно условно разделить на два блока:

- задания на использование предметных  знаний, умений и навыков;

- задания, не направленные на предметность (все задания этого блока связаны с использованием ресурсов памяти учащихся и представляют совокупность энциклопедических знаний о названиях произведений конкретного автора или об именах  героев произведений).

 

В 3 классе только 50 % заданий «выше» Стандарта, а в 4  классе 60 % от общего количества заданий. Причина такого явления кроется в том, что при составлении заданий не учитывались требования к учащимся обозначенные в проекте Стандарта начального образования.

В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов только 10 % учащихся четвертых классов, и никто из третьеклассников.

Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 39  % , а четвероклассник на 71 %.

 

 

 

 

Предмет              Математика

Класс

3

4

Количество участников

19

19

Максимально возможное  количество баллов в работе

20

16

Максимально набранное количество баллов (1 место)

17

16

 

Характер задания

Количество

% заданий от всей работы

% заданий выше стандарта

% выполнивших верно

3 класс

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

1

20 %

 

100 %

15 %

Решаемые способом подбора

2

40 %

60 %

Логические задания

2

40 %

39 %

4 класс

Задания аналитико-синтетического характера

2

33,3 %

 

 

100 %

34  %

Решаемые способом подбора

2

33,3 %

34 %

Логические задания

2

33,3 %

63  %

 

           

 

 

 

 

 

 

Математика 3 класс

 

 

Математика 4 класс

 

 

 

 

Олимпиадные задания по математике можно условно разделить на четыре  блока:

- задания на использование предметных  знаний, умений и навыков;

- задания, решаемые способом подбора или перебора;

- логические задания;

- задания аналитико-синтетического характера, где требуется применить знакомый способ действия в нестандартной ситуации, т.е. здесь проявляется определенная компетентность.

В 3 и 4 классе 100 % заданий «выше» Стандарта, причем работа для учащихся 4 класса не содержит заданий на использование предметных  знаний, умений и навыков.

В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов только 15 % учащихся третьих классов.

Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 85  % , а четвероклассник на 100 %.

 

 

 

 

Предмет              Окружающий мир

Класс

3

4

Количество участников

19

19

Максимально возможное  количество баллов в работе

32

24

Максимально набранное количество баллов (1 место)

26

21,5

 

 

Характер задания

Количество

% заданий от всей работы

% заданий выше стандарта

% выполнивших верно

3 класс

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков учащихся средней школы

1

9 %

 

63 %

47  %

Энциклопедические знания

2

18 %

10 %

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

6

55 %

27 %

Не предметного характера

1

9 %

 

26 %

Задания- догадки

1

9 %

 

0 %

4 класс

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков учащихся средней школы

7

58  %

 

 

75 %

31  %

Энциклопедические знания

1

8 %

31 %

Задания на использование предметных  знаний, умений и навыков

4

34 %

42  %

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир 3 класс

 

Окружающий мир 4 класс

 

Олимпиадные задания по окружающему миру  можно условно разделить на пять  блоков:

- задания на использование предметных  знаний, умений и навыков;

- задания на использование предметных  знаний, умений и навыков учащихся средней школы;

- задания, требующие применения энциклопедических знаний;

- задания- догадки;

- задания, не направленные на предметность.

В 3 классе  63 % заданий «выше» Стандарта, а в 4  классе 75 % от общего количества заданий. В то же время справились с заданиями на использование предметных ЗУНов среднего звена  31  % учащихся четвертых классов и 47 % третьеклассников.

Третьеклассник, занявший первое место, выполнил работу на 81  % , а четвероклассник на 89 %.

 

Выводы:

1. При составлении олимпиадных заданий по всем предметам не оговаривались виды и типы заданий, не согласовывалось их процентное соотношение в работе. Были использованы задания:

- непредметного содержания (окружающий мир, литературное чтение, русский язык);

- задания, базирующиеся на предметных ЗУНах средней школы (окружающий мир);

- задания, для выполнения которых требуются энциклопедические знания (литературное чтение, окружающий мир);

- тестовые формулировки вопросов (окружающий мир);

- задания выше требований Стандарта начального образования по всем предметам (от 14% до 100 % заданий в работе).

 

2. Процент выполнения олимпиадных заданий у призеров (1 место) колеблется от 39 % (литературное чтение - 3) до 100 % (математика - 4). Среди наиболее очевидных причин - недостаточный уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности учащихся, если точнее , то навык работы с текстом. Большая часть учеников выдавала ответ на задание и не описывали способ рассуждения или нахождения этого ответа, хотя в   формулировках нескольких заданий  была информация о баллах за развернутый ответ (математика, русский язык). По всей вероятности сказывается установка ученика на ответ, а не объяснение способа действия.

 

 

Проявили предметные ЗУНы НА 100 %

 

ЗУНы среднего звена НА 100 %

Владение аналитико-синтетическими операциями на 100 %

 

3 класс

4 класс

3 класс

4 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

19 %

58 %

0 %

0 %

21 %

68 %

Литературное чтение

0 %

 

-

 

-

 

Математика

-

-

-

-

60 %

34 %

Окружающий мир

 

55 %

34 %

9 %

58 %

-

-

Итого (от общего количества)

18,5 %

23 %

2 %

14 %

20 %

25 %

 

3. Школы, показавшие лучшие результаты выполнения олимпиадных заданий по условно разделенным блокам заданий

 

Задания  на использование предметных  ЗУНов

Задания аналитико-синтетического характера

Способ действия в нестандартной ситуации

Русский язык

1, 3, 16,15,18

2,8,6,15,19

2,6,15,16,10

Литературное чтение

3,11

-

-

Математика

5,15,17

6

-

Окружающий мир

1, 3, 6, 8, 15, 12,17

-

-

 

 

Рекомендации:

  1. При составлении олимпиадных заданий договариваться о видах заданий и их процентном соотношении. Учитывая  принцип «успешности ученика» соотносить предлагаемые задания со Стандартом начального образования.
  2. Исключить задания для решения которых не требуется применение способа действия в нестандартной ситуации или которые являются программным предметным содержанием среднего и старшего звена.
  3. Не использовать в работе  задания не относящиеся к предмету.
  4. Подумать о целесообразности применения заданий в тестовой форме.
  5. С целью проведения анализа выполненных работ и  качественной подготовки школьной команды к предметным олимпиадам:

- школам  выделить типологию «западающих» заданий на основе копий «Протоколов проверки олимпиадных заданий» и примеров «Олимпиадных заданий» по предмету;

- организаторам и разработчикам олимпиадных заданий представлять критерии оценивания каждого задания (по умениям), желательно указывать темы заданий по предмету;

- определить и представить сведения о процентном «коридоре» для 1 места относительно максимально возможной набранной суммы баллов.

6. С целью открытости процесса группе разработчиков представлять по запросу документацию представителям школы (из п. 5 настоящих рекомендаций) не позднее 30 дней до начала «Юниорье».

 

Категория: Для руководителя методобъединения учителей начальных классов | Добавил: tdbern16 | Теги: Юниорье, олимпиада, Форум
Просмотров: 1295 | Загрузок: 228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]