Рефлексия групповой работы учителей начальных классов (группа «Начальная школа XXIвека» на семинаре «Проектирование современного урока».
Ожидаемый результат:
- общее представление о современном уроке, его проектировании.
- апробирование способа проектирования урока с учетом требований к современному уроку.
Ожидаемый продукт: проект урока.
Положительным результатом своей деятельности (как руководителя группы) буду считать:
- На этапе проектирования урока:
- включенность каждого в процесс проектирования;
- понимание и принятие способа проектирования урока;
- продукт коллективной мыследеятельности в виде плана-конспекта с предполагаемыми рисками и вариантами выхода из ситуаций;
- деятельностная включенность педагогов в проектирование урока.
- На этапе анализа и перепроектирования урока:
- организация рефлексивного анализа урока;
- перепроектирование урока;
- организация рефлексии участников группы относительно деятельности руководителя группы (за два дня).
1 день – проектирование урока
|
Цель
|
группы
|
руководителя
|
|
- осуществление проб по проектированию урока;
- создание общего продукта мыследеятельности в виде проекта урока с учетом признаков современного урока.
|
- уточнение представления о современном уроке;
- организовать деятельность группы по проектированию урока с учетом требований к современному уроку;
- обеспечить включенность каждого в процесс проектирования;
- акцентировать внимание на отличиях между способами планирования и проектирования урока;
- удерживать позицию руководителя группы.
|
|
- осуществили пробы по проектированию урока по предложенному способу;
- продукт в виде плана-конспекта урока с соблюдением большинства требований предъявляемых к современному уроку;
- уточнилось понимание некоторых признаков современного урока (деятельностный подход: соответствие цели и результата, организация целеполагания; что такое риски).
|
- удалось организовать деятельность группы по проектированию урока (по способу проектирования) с учетом требований к современному уроку;
- не удалось обеспечить включенность одного педагога в процесс проектирования (***.);
- педагоги выделили отличия между способами планирования и проектирования урока (по содержанию, оформлению проекта);
- удержала позицию руководителя группы за счет того, что большинством педагогов были усвоены нормы работы в группе (понимание было достигнуто и потому, что задание группы начали выполнять после рефлексии);
- удалось сформировать понимание личной и одновременно общей ответственности участников проектирования за продукт группы.
|
2 день - педпробы
|
Цель
|
группы
|
руководителя
|
|
- проанализировать урок с разных позиций:
1)С точки зрения полноты и точности реализации замысла проекта урока;
2)С точки зрения требований к современному уроку;
3)С точки зрения предполагаемых и непредвиденных, но возникших рисков и способа выхода из ситуации на уроке (примененного и наиболее эффективных)
- перепроектировать урок.
|
- организовать рефлексивный анализ урока;
- организовать обсуждение по вопросам:
1) соответствует ли урок требованиям современному уроку?
2) «план - конспект или проект – что соответствует требованиям к современному уроку?»
- организовать перепроектирование урока;
- организовать рефлексию участников группы относительно деятельности руководителя группы (за два дня).
|
Результат
|
-совместно проанализировали урок с разных позиций;
- совместно обсудили возможные варианты хода урока или его отдельных этапов с учетом упущенных во время проектирования признаков современного урока (без рисков);
- разбились на пары и дополнили план-конспект урока.
|
- удалось перейти от анализа структурных частей урока к рефлексивному;
- перепроектирования урока не получилось, но уточнили понятие каким образом можно оформить проект урока на бумаге;
- рефлексию деятельности организаторов и руководителей в группах провели с помощью по вопросов.
|
Профициты
|
Дефициты
|
1.Большой качественный опыт педагогов по составлению плана-конспекта урока.
2.Есть понимание об отдельных частях деятельностного подхода (продуктивные формы организации деятельности учащихся, рефлексивные = итоговые остановки в конце этапа или всего урока, внешнее мотивирование на задание).
3.Есть желание работать по знакомому способу, но добавить некоторые «новшества»
|
1.Нет опыта работы по способу проектирования.
2.Большинство не принимает и не понимает новый способ проектирования.
3.Нет опыта в организации на уроке деятельностного подхода, есть представление о некоторых его составляющих, но понимания что это, для чего и как это организовать на уроке нет.
4.Не разделяется цель У и у по отдельным этапам и в целом всего урока.
5.Нет понимания целостности и систематичности организации деятельностного подхода в образовании.
6.Разное понимание педтерминов (или их подмена), используемых как характеристики современного урока (чем индивид. подход отличается от дифференцированного, передача оценивания учащимся, способ действия и алгоритм)
|
Бернгардт Т.Д.
|