Главная » Файлы » Работа с родителями » Работа с родителями

Как правильно помочь ребенку делать домашнее задание
[ Скачать с сервера (35.4 Kb) ] 14.11.2014, 05:40

Как правильно помочь ребенку делать домашнее задание?

 Можно ли помогать ребенку делать домашнее задание, а не делать все за него? Конечно, можно и даже нужно! Без участия родителей ребёнок очень быстро может потерять интерес к обучению.

Вот некоторые пункты, которых следует придерживаться.

1.      Тишина и покой. Понятие тишины у всех разное, стоит учитывать что оно может отличаться у детей и взрослых.

2.      Делать домашнее задание не слишком поздно. Успешность выполнения домашних заданий заключается в том, чтобы оно делалось каждый день в одно и то же время. пусть это учитывают все домочадцы и способствуют этому.

3.      Не стоит всегда заставлять учить что-то новое. Идея домашнего задания — повторить пройденный материал. Ребенок, который не был в школе, иногда нуждается в дополнительной помощи, чтобы понять новые понятия и слова. Учитель не может требовать высокой работоспособности ученика, который был болен.

4.      Научите своего ребенка сосредотачиваться для времени домашней работы, тратить меньше времени.

5.      Короткие, регулярные физические упражнения и перерывы (10-20 мин) способствуют эффективному обучению. Это известно и давно доказано, что смена действий, хобби и спорт хорошо действуют в школе. Если ваш ребенок не хочет делать уроки, например, дайте ему покататься на велосипеде на некоторое время и попробуйте снова.

6.      Убедитесь, что ваш ребенок правильно понимает материал. Каждый материал имеет свои термины, определения, правила. Однако то, что родителям очевидно, может быть совершенно непонятно для ребенка. Прислушивайтесь к своему ребенку, так вы сможете помочь ему развить мышление.

7.      Попробуйте поговорить о домашней работе положительно. Не забывайте время от времени проверять, что ваш ребенок знал год или два назад. Каждый человек имеет периоды, когда ум нуждается в значительной поддержке. Родители не должны постоянно давить. Вряд ли будет плохо поощрить «Ты просто попробуй».

8.      Не сравнивайте ребенка с братьями или сестрами, или с самим собой (что вы легко сможете). Каждый человек имеет право на уникальность и заслуживает уважения. Нам в детстве тоже не все предметы нравились, легко давались и мы тоже не хотели проводить время за домашней работой.

9.      Попросите о помощи в школы, если есть проблемы. Есть три составляющие учебы: дети, родители и учителя. Так что должно быть взаимодействие. Учитель может давать ребенку дополнительную поддержку или требовать от ребенка слишком много.

10.  Ребенок несет ответственность за свое обучение, а чтобы помочь, родители могут поощрять и награждать. Ответственное отношение к учебной деятельности является важной частью образования.

11.  Современные технологии — хороший инструмент для помощи. Компьютер, телевизор, радио могут обеспечить интересную альтернативу книгам в дополнение к обучению.

Памятка «Как помочь ребенку сделать домашнее задание»

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безотметочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта "Не могу, не знаю, не умею” в пункт "Могу, знаю и умею!” Причем главная роль принадлежит не вам – вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.

7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает. В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание.

Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. "Я уверен, что у тебя все получится”, "Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, "Правильно”, "Хорошо”, "Молодец, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.

Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект.

Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

Как научить ребенка делать домашнее задание самостоятельно

В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей, педагогов или вместе с ними.

Главная задача родителей не в том, чтобы помочь вызубрить таблицу умножения и правильно решить задачу, а в том, чтобы научить ребенка учиться, фиксировать победы и идти к цели.

Когда садитесь выполнять домашние задания, вашей мотивацией не должно быть стремление угодить учительнице или получить хорошую отметку. Вместо этого, научите ребенка самостоятельности и покажите ему, как можно побеждать трудности даже в маленьких делах.

Помните, что ребенок – это самый родной для вас человечек, а вы помогаете ему становиться зрелой личностью. Насилие и шантаж здесь не только неуместны, а даже наоборот, вызывают противоположный желаемому результат.

Запомните еще одно очень важное правило: 

При выполнении домашних заданий недопустима никакая критика с вашей стороны.

Наоборот, больше хвалите ребенка, причем похвала должна быть справедливой. Наши дети отличные психологи и очень тонко чувствуют неискренность. Хвалите справедливо и замечайте все, даже самые маленькие успехи.

           Не воспринимайте занятия с ребенком в качестве обязанности или каторги. Смотрите на них как на время своей жизни, когда вы можете пообщаться с малышом и открыть ему мир. При такой мотивации вы увидите изменения отношения вашего школьника к домашним заданиям, к вам и к школе в лучшую сторону.Говорите с ребенком, вникайте в его переживания и проблемы. Какими бы маленькими они вам не казались, воспринимайте их со всей серьезностью.

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева (если ребенок правша), чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными - достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч. Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.

Когда советуешь родителям не переутомлять младшего школьника слишком долгими непрерывными занятиями, нередко слышишь в ответ: "В школе же он может высиживать 45 минут!" Но не забывайте: сегодня он уже отсидел 4 урока. Именно из-за этого его работоспособность теперь снизилась.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Первое, что требуется от родителей, - это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки. Подсказать, что пришло время сделать перерыв. Затем - что надо его закончить. Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго - первые 2-3 месяца. Правда, это "удовольствие" может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять домашнее задание без напоминания.

Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: "Пиши, пиши", удивленным вопросом: "Почему же ты не решаешь?" Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

Иногда нужно напомнить начинающему ученику, чтобы он не писал на полях, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое число клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться: "О чем ты только думаешь?" Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться, задача родителей – научить ребенка аккуратно исправлять ошибки.

 

Рекомендации родителям:

1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам.
Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что задания любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.

2.       Так как дети в силу возраста и особенностей характера могут пропустить кое-что, сказанное учителем, мимо ушей. Это приводит к тому, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, а домашние задания выполняются с ошибками. Это может случиться с каждым, но не стоит корить ребёнка за это, напоминая о прошлых неудачах раз за разом.

  3. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.

 4. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.

 5. Не оценивайте ребёнка только по урокам.

Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.

6. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.

 7. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
 8.Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.

  9. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

            О том, как делать домашние задания, ребёнку много рассказывают в школе, своё представление об этом имеют и родители, но не все думают о том, что и ребёнок имеет право решать, что и как ему учить. Некоторые дети не нуждаются в том, чтобы бесконечно зубрить главы из учебников, чтобы запомнить материал, другим же приходится готовить уроки чуть дольше. Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравиться ребёнку.

 

При обучении учащихся (1 класс) пониманию и пересказу текста можно предложить следующий алгоритм:

1.      Слушаю (читаю) текст.

2.      Определяю действующих лиц.

3.      Выстраиваю действия по порядку.

4.      Пересказываю текст.

Алгоритм работы с текстом. (2- 6 класс)

1.      Просмотрите весь материал и выделите то, что необходимо запомнить.

2.      Все свое внимание сосредоточьте на тех предметах, явлениях, фактах, объектах, которые необходимо запомнить.

3.      Найдите связь между фразами в материале - это поможет качественнее запомнить материал.

4.      Для лучшего запоминания материала сокращайте информацию до предела. Можно упустить детали, нежели главный смысл.

5.      Используйте удобные приемы запоминания информации: приемы опорных слов, визуализацию, пиктограммы и т.д.

6.      Повторяйте материал правильно и вовремя.

Психологами установлено, что через 30 минут забывается - 40% информации, на следующий день – еще 34%, через месяц - еще 21%. С учетом этого необходимо повторять:

·         первый раз после прочтения;

·         второй раз через полчаса;

·         третий раз через день;

·         четвертый раз через 2-3 недели.

 

Рекомендации для учащихся по улучшению запоминания и понимания прочитанного материала. (2- 4 классы).

Использование только приемов для запоминания недостаточно. Необходимо более глубокое осмысление получаемой информации.

Работая с новой информацией необходимо, чтобы учащийся задавал себе следующие вопросы:

·         что я уже знаю об этом предмете или факте?

·         что я нового могу узнать?

·         каково мое представление об этом предмете или факте в настоящий момент;

·         кому это нужно и зачем?

·         где и как это мне пригодится?

 

Рекомендации для учащихся по улучшению запоминания и понимания прочитанного материала. (5-8 классы)

- Главное условие хорошего запоминания - это понимание материала.

Для этого необходимо:

·         разбить текст на смысловые части;

·         выделить главное и второстепенное;

·         определить логические связи между частями;

·         составить схему, план, алгоритм и т.д.

- Степень осмысления и запоминания материала зависит от понимания логических связей между частями.

- Основное значение при запоминании имеет способность находить в вещах различие и сходство (особенно различие).

- При запоминании материала должны участвовать все виды памяти (аудиальная, кинетическая, кинестетическая, визуальная и т.д.). Чем больше видов памяти учащиеся будут использовать при запоминании, тем точнее сохранится материал, легче будет воспроизводиться, глубже будет понимание его содержания.

- Нейролингвисты утверждают, что при запоминании текста лучше всего запоминается начало и конец, поэтому необходимо особое внимание при обработке материала уделять середине.

- Постановка и осознание учащимися задачи на понимание и запоминание формируют у детей положительный, энергетически сильный мотив на необходимость запомнить, понять учебный материал.

Данные приемы работы с текстом школьники с речевой патологией могут использовать не только на логопедических занятиях, но и самостоятельно при работе в классе, при выполнении домашних заданий и т.д.

Как подготовиться к подробному изложению или пересказу

1.Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.

2. Ответьте на вопросы, приведенные в учебнике или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.

3. Определите, к какому типу речи относится текст.

4. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

5. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.

6. Разделите текст на композиционные части.

7.Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе.

8.Прочитайте текст снова, разделяя  его смысловые и композиционные части значительными паузами.

9.Закройте книгу; напишите первый вариант пересказа, затем после проверки и исправления перепишите его.

 

7 шагов к умению пересказывать и сочинять

Шаг 1.Выбор текста для пересказа

Для того чтобы сформировать алгоритм пересказа, нужно устранить все «помехи». Сложный, богатый незнакомыми словами, событиями и описаниями текст не подойдет. Он должен быть понятным, доступным восприятию дошкольника, содержащим от 7 до 15 предложений. Например, для начала подойдут «Рассказы для маленьких» Л. Толстого («Хотела галка пить», «Лев и мышь» и др.). Затем можно пересказывать рассказы о животных Чарушина («Волчишко», «Томка») и переходить к небольшим новеллам Носова («Живая шляпа» и др.).

Шаг 2. Акцентированное прочтение текста

Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы.

Шаг 3.Беседа по содержанию

Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно, по тексту, задавайте чаду конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, мы выстраиваем вместе с малышом алгоритм анализа текста. Ему становится очевидной последовательность событий, которую самостоятельно, без предварительной работы он уловить и воспроизвести не может из-за несовершенства функций анализа и синтеза. 

По ходу занятия попросите ребенка объяснить вам ключевые для характеристики героев слова и поясните слова, трудные для понимания.

Например:

Л.Н. Толстой «Лев и мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. 

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Беседуем с ребенком

– Скажи, кто спал?

– Лев.

– А что сделала мышь? (Задавая вопросы, не заменяйте авторские слова с целью упрощения восприятия: «мышь» – «мышка».)

– Пробежала.

– Где?

– По телу льва. (Если ребенок затрудняется ответить, скажите, что прочтете это место в рассказе еще раз.  Пусть он послушает и снова попытается ответить на вопрос.)

- А что сделал лев?

И так далее. Обязательно задайте ребенку вопрос, как он понимает выражение «сделаю добро». Подберите синонимы к словам, сложным для воспроизведения, например, «сделаю доброе дело», чтобы у ребенка были варианты, когда он начнет самостоятельный пересказ.

Шаг 4.Обобщение впечатлений

Еще раз спросите малыша о его впечатлениях от рассказа. И сами резюмируйте смысл прочитанного.

Шаг 5.Повторное прочтение текста с установкой на запоминание

Мы детализировали восприятие произведения и теперь снова его обобщаем, то есть речь идет об аналитико-синтетической деятельности: от общего к частному и от частного снова к общему.

Шаг 6.Совместный пересказ

Начните пересказ сами, затем остановитесь, чтобы дальше мог рассказывать малыш. Потом снова вы. Обязательно определяйте части рассказа:

– Я начинаю... 

– Продолжение рассказываешь ты… 

– Я рассказываю окончание истории.

Шаг 7.Самостоятельный пересказ

– Ну а теперь пойдем к бабуле на кухню, и ты сам расскажешь ей эту историю. Вечером же, чтобы стимулировать отсроченное припоминание, предложите малышу рассказать историю и папе, когда он придет с работы.

         Когда ребенок становится старше, а тексты длиннее, между вторым и третьим шагом разделите рассказ на части: начало, середина, конец. И над каждой частью работайте по содержанию отдельно.

Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. 
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. 

1.  Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. 

2.  После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

3.   К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста.

4.  Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. 

5.  После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

6.   Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить. 

7.   Перескажи текст, опираясь на эту цепочку. 

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мне­нию, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучае­мом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1 П — Просмотри текст (бегло) 
2 П — Придумай к нему вопросы 
3 П — Пометь карандашом самые важные места 
4 П — Перескажи текст 
5 П — Просмотри текст повторно 

 

Категория: Работа с родителями | Добавил: tdbern16
Просмотров: 1982 | Загрузок: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]