Главная » Файлы » Планирование » Планирование

рабочая программа Бернгардт Т.Д. по литературному чтению 1 класс
[ Скачать с сервера (96.0 Kb) ] 10.08.2014, 10:18

рабочая программа

по

ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

основной общеобразовательной программы

начального образования

1 класс «Г»

 

 

 

Разработал:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Бернгардт Татьяна Дмитриевна

 

 

г. Ачинск

2013 г.

 

 

  1. Пояснительная записка

Программа  по литературному чтению для 1 класса разработана на основе:

- ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом № 373 Министерства образования и науки РФ от 6.10.09.;

- приказа № 1241 Министерства образования и науки РФ « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»от 26.11.2010 г.;

- приказа № 2357 Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 22.09.2011.;

- примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа) 4 издание,2012 г.;

-  авторской   программы «Литературное чтение» автор  Л.А. Ефросинина;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №16»;

- программы формирования УУД ООО НОО МБОУ «СОШ № 16».

              Общими целями начального общего образования  учебного предмета «Литературное чтение» являются:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития;

- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

- успешности обучения по всем учебным предметам;

-  формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

            Курс  литературного  чтения    по программе  Ефросининой  Л.А. помогает  ребёнку  стать  читателем:  подводит  к  осознанию  богатого  мира  отечественной  и  зарубежной  детской  литературы как  искусства  художественного   слова;  обогащает  читательский  опыт.  Уроки  литературного  слушания  проходят  в  тот  период  обучения,  когда  дети  самостоятельно  не  читают,  и  поддерживают  их  интерес  к  чтению  и  книге.  Учащиеся  практически  знакомятся  с  жанрами  и  темами  произведений,  узнают  основные признаки  сказки,  стихотворения,  рассказа.  Накапливаются  представления  школьников  об  авторах  различных  произведений.

     Цель курса: курс литературного чтения  призван   ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Задачи курса:

- обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения;

- систематически отрабатывать умения читать вслух,  молча, выразительно;

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления;

- расширять круг чтения, формировать «литературное пространство».  

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.                        
         Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
          Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.                              
         Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.                                               
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Программа предмета «Литературное чтение» направлена на формирование универсальных учебных действий младших школьников и предоставляет возможность для формирования следующих УУД.

 

 

 

 

 

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного  предмета

 

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Формирование умения  понимать смысл поступков и судеб литературных героев

Формирование умения ориентироваться в системе личностных смыслов

Формирование умения нравственно – этического оценивания действий персонажей

Развитие эстетического восприятия

Развитие основ гражданской идентичности

 

Развитие  умения устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий и действий героев произведения

Формирование умения  анализировать текст

 

Регулятивные умения формируются не столько от содержания, сколько от   технологии построения образовательного процесса.

 Формирование

- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства (их можно разбить на 2: умение слушать  и слышать других)

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

 

 

Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий  при реализации программы  осуществляется за счет использования различных  форм организации  учащихся на уроке. Формирование личностных, коммуникативных универсальных умений возможно при организации форм совместной учебной деятельности, связанной с внедрением принципов сотрудничества в обучении, применение  игровых методов, выстроенных  по типу совместно-разделенной  и совместно – продуктивной деятельностей с динамикой ролей.        Использование специально выстроенного диалога с учащимися  на уроке  развивает у учащихся коммуникативные универсальные умения. Для развития регулятивных универсальных умений программой предусмотрено использование технологии проблемного обучения, технологии формирования действий контроля и оценки. В результате у учащихся развиваются  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

Объектом оценки предметных результатов служит в соответствии с требованиями ФГОС способность обучающихся решать учебно – познавательные   и учебно – практические задачи с использованием средств  относительно предмета литературное чтение, в том числе на основе   универсальных учебных действий. Оценка достижения  предметных результатов ведется  как в ходе текущего и промежуточного контроля,  так и в ходе выполнения  итоговых контрольных работ.

            Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех  компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, объектом оценки является анализ условий, в которых учащийся находится во время образовательного процесса.

Оценка метапредметных результатов  представляет собой оценку достижений планируемых результатов, прописанных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Чтение. Работа с текстом». Результаты сформированности    универсальных учебных действий  отслеживаются на материале специально конструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного  учебного действия. Достижение универсальных учебных действий рассматривается как  условие  успешности выполнения учебно – познавательных и учебно- практических задач.  Достижение  универсальных учебных действий отслеживается  в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

С целью отслеживания динамики образовательных достижений учащихся используется   портфель достижений. Через специально организованную работу на уроке и во внеурочное время учащихся включает  следующие материалы: собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;

2. остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть по литературному чтению—сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии.

С целью  создания условий при вхождении  ребенка  в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и са­мим собой в программу интегрирован курс «Введение в школьную жизнь». Цель модуля - освоение от­ношений в классе, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники», что способствует  успешной адаптации учащихся.

Учебный предмет Литературное чтение входит в  федеральный компонент  учебного плана школы, в предметную область «Филология». На изучение  курса «Литературное чтение» отводится 462 часа, в 1 классе -132 ч. (4 часа в неделю, 33 учебных недели). В первом полугодии в курс «Литературное чтение» входит  предмет «Обучение грамоте» и обеспечивается учебником  «Букварь»,ч.1. Во втором полугодии  –  учебниками «Букварь»,ч.2 и « Литературное чтение». Уроки литературного чтения проводятся после окончания периода  обучения чтению. В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте - 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами. Общее число уроков – 84 (16 уроков литературного слушания в первом полугодии и 68ч литературного чтения и слушания во втором полугодии) Далее 

 

Категория: Планирование | Добавил: tdbern16
Просмотров: 727 | Загрузок: 175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]