Главная » Файлы » Планирование » Планирование

Рабочая программ педагога Бернгардт Т.Д. по русскому языку в 1 классе
[ Скачать с сервера (94.9 Kb) ] 10.08.2014, 08:48

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»

 

 

РАССМОТРЕНА

и рекомендована к утверждению

на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол № 1 от 30 августа 2013 г.

руководитель ШМО _________________/ Сидорова И.Ю.

 

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ № 16»

 

______________________________  Клыкова Н.П.

Приказ № __________ от «______»________________ 2013 г.

 

 

рабочая программа

по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

основной общеобразовательной программы

начального образования

1 класс «Г»

 

 

 

Разработал:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Бернгардт Татьяна Дмитриевна

 

 

г. Ачинск

2013 г.

I.                  Пояснительная записка

 

Программа   по русскому языку  для 1 класса разработана на основе:

- ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом № 373 Министерства образования и науки РФ от 6.10.09.;

 - приказа № 1241 Министерства образования и науки РФ « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»от 26.11.10.;

- приказа № 2357 Министерства образования и науки РФ« О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 22.09.11.;

- примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа) 4 издание, 2012 г.;

-  авторской   программы  по русскому языку Иванова С.В.;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №16»;

- программы формирования УУД ООО НОО МБОУ «СОШ № 16»;

Предназначение  курса русского языка в  начальной школе: осознание языка как основного средства человеческого общения, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку. Русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Изучение предмета «Русский язык»   в 1 классе ориентировано на достижение основных целей:

·         ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

·         формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

·         развитие устной и письменной речи учащихся;

·         развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.        

Основные задачи организации учебной деятельности  при реализации данной программы  – нахождение, вычленение и характеристика языковой  единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только  сохранение лингвистической  логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

В силу возрастных и психологических особенностей у  учеников 1 класса не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности.

В программе курса «Русский язык»  в 1 классе  выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  • «Как устроен наш язык»
  • «Правописание»
  • «Развитие речи».       

При этом в рамках урока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке

определённого учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и  объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование текста позволяет:

- успешно реализовать  цели развития логического и абстрактного мышления;

- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;

- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие понятия и законы не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся, материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Программа предмета «Русский язык» направлена на формирование универсальных учебных действий младших школьников и предоставляет возможность для формирования следующих УУД.

            Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». Данный предмет входит в обязательный перечень учебных предметов  учебного плана  первой ступени обучения с недельным распределением учебного времени.  Всего на изучение русского языка 675 часов, 1 классе 165 ч (5 ч в неделю,  33 учебные недели).

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета

 

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Русский язык

Формирование представления о том, что речь  - показатель устной культуры

Формирование представлений о единстве и                   многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, развитие знаково-символических действий, освоение приемов моделирования и изменения модели.

Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

 

Способствует развитию собственно речи как средства коммуникации

Учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

 

Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий  при реализации программы  осуществляется за счет использования различных  форм организации  учащихся на уроке. Формирование личностных, коммуникативных универсальных умений возможно при организации форм совместной учебной деятельности, связанной с внедрением принципов сотрудничества в обучении, применение  игровых методов, выстроенных  по типу совместно-разделенной  и совместно – продуктивной деятельностей с динамикой ролей. Использование специально выстроенного диалога с учащимися  на уроке  развивает у учащихся коммуникативные универсальные умения. Для развития регулятивных универсальных умений программой предусмотрено использование технологии проблемного обучения, технологии формирования действий контроля и оценки. В результате у учащихся развиваются  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

Объектом оценки предметных результатов служит в соответствии с требованиями ФГОС способность обучающихся решать учебно – познавательные   и учебно – практические задачи с использованием средств  относительно предмета русский язык, в том числе на основе   универсальных учебных действий. Оценка достижения  предметных результатов ведется  как в ходе текущего и промежуточного контроля,  так и в ходе выполнения  итоговых контрольных работ.

            Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех  компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, объектом оценки является анализ условий, в которых учащийся находится во время образовательного процесса.

Оценка метапредметных результатов  представляет собой оценку достижений планируемых результатов, прописанных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Чтение. Работа с текстом». Результаты сформированности    универсальных учебных действий  отслеживаются на материале специально конструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного  учебного действия. Достижение универсальных учебных действий рассматривается как  условие  успешности выполнения учебно – познавательных и учебно - практических задач.  Достижение  универсальных учебных действий отслеживается  в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

С целью отслеживания динамики образовательных достижений учащихся используется   портфель достижений. Через специально организованную работу на уроке и во внеурочное время учащихся включает  следующие материалы: собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений

является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

  1. выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;
  2. диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть по литературному чтению—сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии.

С целью  создания условий при вхождении  ребенка  в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и са­мим собой в программу интегрирован курс «Введение в школьную жизнь». Цель модуля - освоение от­ношений в классе, выработка умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники», что способствует  успешной адаптации учащихся.

           

 

 

 

 

 

 

II.               Содержание программы

 

Количество учебных часов, на которое рассчитана Программа

 

контрольных

практических работ

экскурсий

165 (в том числе 2 ч на резерв в случае карантина, актированных дней)

1

 

1

 

                                                       

 

Раздел

Содержание учебного предмета

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Базовый уровень

Повышенный уровень

 

1.

«Фонетика и графика»

Звуки речи. Осознание единства звукового   состава слова и его значения.

Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных

и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков

буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости

согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как

показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,

парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах

 

Проводить звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму,

оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов по предложенным критериям.

 

Познавательные:

- выделяет и формулирует познавательную цель/ затруднения с помощью учителя;

- осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью взрослого;

- строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

- умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;

- слушает и понимает речь других, выразительно читает и  пересказывает небольшие тексты;

- находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

- умеет работать по предложенному учителем плану;

- использует знаково-символические действия;

- классифицирует объекты под руководством учителя;

- оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

- высказывает своё мнение;

Чтение и работа с текстом:

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один - два существенных признака;

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде  схемы, с использованием знаков-заместителей;

 

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• определять тему и главную мысль текста

2.

 «Орфоэпия»

 

Произношение звуков и сочетаний звуков в

соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 

 

соблюдать нормы литературного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих

норм в речи собеседников в объёме представленного в учебнике материала;

 обращаться за помощью при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова  к учителю, родителям и др.

 

3.

 «Лексика»

 

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном

значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

 

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью взрослого

 

подбирать синонимы и

антонимы для точной характеристики

предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и

переносном значении (простые случаи);

выбирать слова из ряда предложенных для успешного

решения коммуникативной задачи.

 

4.

«Морфология»

 

Наблюдение за словами обозначающими  предметы, признаки и действия предмета

 

Различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предмета, используя прием постановки вопроса

 

5.

«Синтаксис»

 Различение предложения, словосочетания,

слова (осознание их сходства и различий).

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

• различать предложение, словосочетание, слово;

•  составлять предложение из слов

 

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить повествовательные/

побудительные/вопросительные

предложения;

• классифицировать предложения по цели высказывания

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

 

 

6.

«Орфография и пунктуация»

 

Применение правил правописания:

• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

• сочетания чк — чн, чт, щн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах

собственных;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• применять правила правописания (в объёме содержания

курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 20-25 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 15-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить

и исправлять орфографические ошибки.

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих

предотвратить её в последующих письменных работах.

 

 

 

График контрольных работ

 

Дата

 

Тема

Форма

16-18.09.13.

Мониторинг

«Готовность к школьному обучению»

ЗНТФ

23.12.13.

Обучающая самостоятельная работа

«Списывание с печатного текста»

ЗНТФ

24.12.13.

Обучающая самостоятельная работа

«Письмо под диктовку букв, слогов, слов и предложений»

ЗНТФ

22.04.14.

Итоговая контрольная работа за год № 1

 

Диктант с заданием

28.04.14.

Диагностическая работа

«Списывание»

ЗНТФ

III. Календарно-тематическое планирование

1 класс русский язык (обучение грамоте)

 

№ п/п

 

 

Название темы урока

Тип урока

Индивидуальная работа

Кол.ч.

Дата

Коррек.

1

Знакомство в группах. Способы обращения к учителю Ориентировка на странице прописей. Введение знака «Поднятая рука»

открытие нового знания

 

1

3.09

 

2

Договор о приветствии. Отработка алгоритма действий на странице прописей. Игра «Школьник-дошкольник»

общеметодологической направленности

 

1

4.09

 

38

Знакомство с буквой «Н, н».

открытие нового знания

 

1

24.10

 

                   

 

№ п/п

Название темы урока

Тип урока

Индивидуальная работа

Кол-во

Дата

Корр.

1-2

Письмо заглавной и строчной буквы «Н. н». Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р».

 

открытие нового знания

 

2

25.10., 05.11.

.10

 

26.10

 

23

Письмо заглавной и строчной буквы « Ж,ж».

открытие нового знания

 

1

4.12

 

24

Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, ш».

открытие нового знания

 

1

5.12

 

25

Знакомство и буквой «Ч, ч».

открытие нового знания

 

1

6.12

 

26

Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».

открытие нового знания

 

1

9.12

 

27

Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ».

открытие нового знания

 

1

10.12

 

28

Письмо заглавной и строчной буквы « Х,х».

открытие нового знания

 

1

11.12

 

29

Письмо заглавной и строчной буквы» Ц, ц».

открытие нового знания

 

1

12.12

 

30-32

Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь». Письмо строчной буквы «ь», Слова с разделительным мягким знаком

открытие нового знания

рефлексия

 

3

13, 16,

17.12

 

33

Письмо строчной буквы «ъ».

открытие нового знания

 

1

18.12

 

34-35

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

рефлексия

общеметодологической направленности

 

2

19,20.12

 

36

Обучающая самостоятельная работа «Списывание»

развивающий контроль

 

1

23.12

 

37

Обучающая самостоятельная работа «Письмо букв, слогов, слов и предложений под диктовку»

развивающий контроль

 

1

24.12

 

38

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

рефлексия

 

4

25,26,

27,

30.12.

 

 

Русский язык 2 полугодие

 

п/п.

Тема урока

Кол-во часов

Речевые задачи

Языковые задачи

Индивидуальная работа

Дата

Коррек.

1 - 2

Язык как средство общения

2

Общение посредством устной и письменной речи

 

Звуковой анализ, алгоритм списывания

 

10,13.01

 

3-4

Устная и письменная речь

2

Ситуации, связанные с выбором устной или письменной речи

Знаки препинания в конце предложения

 

14,15.01

 

5-6

Речевой этикет

 

8

Ситуация приветствия

 

Интонация предложения

 

16,17.01.

 

7-8

Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности

Звуковой анализ

 

20,21.01.

 

9-10

Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

 

22,23.01

 

11-12

Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения и отказа

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения

 

24,27.01.

 

13-14

Знакомство со взрослыми и сверстниками

6

Ситуация представления себя

Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных

 

28,29.01.

 

15-16

Ситуация представления себя и обращения к взрослому

 

Алфавит, звуковой анализ

 

30,31.01.

 

17-18

Возраст

 

Речевые/языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника

Заглавная буква в именах собственных

 

3,4.02.

 

19-20

 

Внешность

6

Ситуация описания  внешности

Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая»...

 

5,6.02.

 

21-22

 

 

Ситуация описания  внешности

Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов

 

7,10.02

 

23-24

Сравнения при описании  внешности

Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?»

 

11,12.02.

 

25-26

 

 

 

 

Адрес

 

 

 

 

 

 

 

Родина

4

Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры)

Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов

 

13,21.02

 

27-28

 

Написание адреса на конверте, открытке

Перенос

 

24,25.02.

 

29-30

 

 

 

Родина

4

Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина)

Перенос, звуковой анализ

 

26,27.02.

 

31-32

Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина)

Развернутое толкование значения слова

 

28.02.,03.04.

 

33-34

Исторические места

2

Приглашение на экскурсию

Ударение, развернутое толкование значения слова

 

4,5.03.

 

35-36

 

Профессия

4

Профессии родителей

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»

 

6,7.03.

 

37-38

Объяснение профессий

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»

 

10,11.03

 

39-40

 

 

Характер

6

Словесное описание характера человека.

Ситуации, в которых необходимы слова извинения

Правописание сочетаний жи – ши

 

12,13.03.

 

41-42

 

Роль слова в изменении характера

Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ

 

14,17.03.

 

43-44

Описание своего характера

Постановка вопросов к словам, перенос

 

18,19.03.

 

45-46

Кто что любит...

2

Как рассказать о том, что любишь. Как задать точный вопрос

Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос

 

20.03.

02.04.

 

 

IV.   Планируемые результаты

Планируемые результаты являются основой для анализа и корректировки рабочей программы. В соответствии с ФГОС планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов. В связи с этим в структуре планируемых результатов выделены следующие уровни описания. Цели-ориентиры, определяют ведущие целевые установки изучения предмета. Цели,  характеризующие систему учебных действий в отношении учебного материала -  «ученик научится» (эти результаты прописаны в  Программе обычным текстом). Цели,  характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему - «ученик получит возможность» (эти результаты прописаны в Программе курсивом).

 

 

 

Категория: Планирование | Добавил: tdbern16
Просмотров: 599 | Загрузок: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]