Главная » Файлы » Планирование » Планирование |
[ Скачать с сервера (271.0 Kb) ] | 10.08.2014, 10:46 |
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Пояснительная записка. Программа является составной частью ООП МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска составлена на основе: -ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом № 373 Министерства образования и науки РФ от 6. 10. 09; - приказом Министерства образования и науки РФ от 26. 11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 6.10.2009 №373 - приказом Министерства образования и науки РФ от 22. 09. 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 6.10.2009 №373 - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения издание 4 Москва Просвещение 2012 Целью программы формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования. Задачи программы: - установить ценностные ориентиры начального образования; - определить состав и характеристику универсальных учебных действий; - выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях. Программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) для начальной школы МБОУ «СОШ « 16» содержит: - описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования; - характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; - описание связей универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности; - описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию; - планируемые результаты сформированности универсальных учебных действий по годам обучения и мониторинг сформированности УУД; - условия, способствующие формированию и развитию универсальных учебных действий, типовые задания, нацеленные на оценку уровня сформированности УУД. 2. Ценностные ориентиры на начальной ступени образования. Создание и реализация программы формирования и развития универсальных учебных действий в образовательной программе начального образования МБОУ «СОШ № 16» отвечает новым социальным запросам, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Программа развития универсальных учебных действий является базовым документом, призванным конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить содержание программ учебных предметов, программ «Духовно – нравственного воспитания», «Формирования здорового образа жизни». Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в федеральном государственном стандарте и Примерной основной образовательной программе начального общего образования. К ним относятся: – формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; – формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности: – развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Обозначенные ориентиры составляют основу программы формирования УУД. 3. Характеристика УУД. В соответствии с ФГОС в программе «Формирование и развитие универсальных учебных действий» представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, а так же действия, связанные с чтением и работой с информацией. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. В сфере личностных универсальных учебных действий в результате реализации программы у учащихся будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий В сфере регулятивных универсальных учебных действий, у выпускников будут сформированы следующие виды учебных действий: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также логическими действиями и операциями, включая общие приёмы решения учебных задач. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. В сфере действий «работа с текстом и информацией» выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующей возрасту литературы. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У обучающихся будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужно для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение ее, а так же интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разных текстов информацию для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей, принятия решения в простых учебных и практических ситуациях. 4.Описание связей универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности. 4.1 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
| |
Просмотров: 559 | Загрузок: 223 | |
Всего комментариев: 0 | |