Главная » Файлы » Планирование » Планирование

Программа формирования универсальных учебных действий младших школьников (из ООП НОО МБОУ "СШ 16" Ачинска)
[ Скачать с сервера (271.0 Kb) ] 10.08.2014, 10:46

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ  И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

          

1. Пояснительная записка.

      Программа является составной частью ООП МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска составлена на основе:

-ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом № 373 Министерства образования и науки РФ от 6. 10. 09;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 26. 11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный   образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 6.10.2009 №373

- приказом Министерства образования и науки РФ от 22. 09. 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный   образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 6.10.2009 №373

-  Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения издание 4 Москва Просвещение 2012

Целью программы формирования  и развития универсальных учебных действий (УУД)  является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования.

Задачи программы:

- установить ценностные ориентиры начального образования;

- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

- выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования и развития универсальных учебных действий  (УУД)  для начальной школы МБОУ «СОШ « 16» содержит:

-  описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования;

-  характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

-  описание связей универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности;

- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

- планируемые результаты сформированности универсальных учебных действий по годам обучения и  мониторинг сформированности УУД;

- условия, способствующие формированию и развитию универсальных учебных действий, типовые задания, нацеленные на   оценку уровня сформированности УУД.

            2. Ценностные ориентиры на начальной ступени образования.

Создание и реализация  программы  формирования и развития универсальных учебных действий в  образовательной программе начального  образования МБОУ «СОШ № 16»  отвечает новым социальным запросам,  которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Программа развития универсальных учебных действий  является   базовым документом, призванным конкретизировать требования к результатам  начального общего образования и дополнить содержание  программ учебных предметов, программ «Духовно – нравственного воспитания», «Формирования здорового образа жизни».

          Ценностные ориентиры  содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в федеральном государственном стандарте и Примерной основной образовательной программе начального общего образования.       К ним относятся:

             – формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

             – формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

            развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

             – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:

            развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности.

            Обозначенные ориентиры  составляют основу  программы формирования УУД.

            3. Характеристика УУД.

В соответствии с ФГОС в программе «Формирование и развитие  универсальных учебных действий» представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, а так же     действия, связанные с чтением и  работой с информацией.    

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

В сфере личностных универсальных учебных действий  в результате реализации программы у учащихся будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

            -  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий

               В сфере регулятивных универсальных учебных действий,   у выпускников будут сформированы  следующие виды учебных действий: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, 

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

            В сфере познавательных универсальных учебных  действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также логическими действиями и операциями, включая общие приёмы решения учебных задач.

            Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

 В  сфере  действий «работа с текстом и информацией» выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующей возрасту литературы.  Выпускники научатся осознанно читать  тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,  освоения и использования информации. Выпускники овладеют  элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У обучающихся будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужно для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение ее, а так же интерпретация и преобразование. Обучающиеся  смогут использовать полученную из разных текстов информацию  для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей, принятия решения в простых учебных и практических ситуациях. 

4.Описание связей универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности.

4.1  Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий     реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.  Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и  способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Планирование | Добавил: tdbern16
Просмотров: 559 | Загрузок: 223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]