Фрагмент урока по теме «НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК»
Цель: знакомство учащихся
с понятиями «поступок», «нравственный
поступок» (мотив, цель поступка, средства
достижения цели,
действие, результат).
Задачи:
- продемонстрировать неоднозначность
поступков с помощью приема аргументации мнения на примере понятия «ложь»;
- развивать самостоятельность и
оригинальность мышления;
- формировать способность слушать других
людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить приему прогнозирования следствий
поступков.
Диалог организуется после знакомства с
понятием «нравственный поступок» (мотив, цель поступка, средства
достижения цели, действие, результат).
Описание диалога
|
Ключевые вопросы
|
Примерные ответы учащихся
|
1.
|
На
боковой доске запись
«ЛОЖЬ»
|
Безнравственный
поступок
|
Нравственный
поступок
|
-
предлагаю взять стикер и прикрепить его в ту часть таблицы, которая
соотносится с вашим мнением: если вы считаете, что любая ложь –
безнравственна, это зло, то прикрепите стикер в эту часть, если ваше мнение
другое – тогда поместите свой стикер в
этой части.
|
После
инструкции боковая доска закрывается, ученики (не более, чем по 2-3 человека)
в произвольном порядке выходят и прикрепляют стикер, поэтому общая картина
всем участникам урока не видна.
|
-
можете предположить, каковы результаты опроса?
|
-
два варианта ответов: 1)все ребята считают, ИЛИ 2) большинство считают, что
обман относится к безнравственным поступкам, но есть случаи, когда лучше
обмануть, чем сказать правду.
|
-
вам интересно посмотреть на результаты нашего мини-опроса? давайте посмотрим
-
краткий анализ (например, действительно, как и предполагал … все ребята
считают, что ложь – это плохо, безнравственно ИЛИ у нас мнения разделились..)
|
|
-
почему большинство из нас так считают?
|
-
родители и другие взрослые с детства учат детей говорить правду;
-
обманывать неправильно, нехорошо;
-
все тайное становится явным;
-
накажут вдвойне - не только за проступок, но и за обман.
|
-
какие подтверждения вы можете привести в пользу своего мнения?
|
-
приводят примеры из своего жизненного опыта
|
- согласна с
вами, люди подсознательно
уверены, что обманщиков, в конце концов, ожидает расплата, и если не сразу,
то через какое-то время их настигнет кара. Но по
результатам исследований, несмотря на это люди постоянно лгут.
Обычно это совершенно невинный обман. Немного преувеличить, о чем-то
умолчать, на волосок отклониться от правды: тебе это очень идет; ты
совершенно не меняешься; отлично сделанная работа; у меня все хорошо; я не
видел, что ты звонил; я уже еду; я к этому не прикасался и понятия не имею,
где оно!
|
|
- как вы думаете, зачем, по каким причинам
люди лгут?
|
-
чтобы избежать наказания, чтобы выглядеть в глазах других людей лучше, чем ты
есть на самом деле, чтобы не расстраивать близких и родных
|
-
кто хочет сделать вывод об обмане и
лжи в жизни человека?
|
Ложь,
обман неприятны людям. Обман всегда вскрывается, тогда человек испытывает
чувство стыда. С таким человеком не хотят играть, дружить, общаться. На него
нельзя рассчитывать в сложной ситуации.
|
2.
|
Хочу
вам рассказать одну историю о знаменитом американском изобретателе и предпринимателе Томасе Эдисоне. (Приложение
1) Его изобретениями мы пользуемся ежедневно. Это
создатель фонографа - прибора для записи и воспроизведения звука; он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов
электрической лампы накаливания.
Текст в Приложении 2.
|
|
- что вы поняли из
этой истории?
|
-
пересказывают кратко историю и выделяют главное: мама Томаса солгала.
|
- как думаете,
почему мама Томаса обманула его?
|
-
возможно, она его пожалела, потому что любила
-
может она подумала, что у него были сложности с одноклассниками и учителями,
поэтому он делал все назло
-
может быть, она подумала, что так он «опустит руки» и не захочет дальше
прилагать усилия и учиться
-
она не поверила словам учителя, потому что хорошо знала какой на самом деле
ее сын умный и сообразительный
-
она захотела попробовать все начать с начала и помочь своему сыну
|
– можете
предположить, как сложилось бы дальнейшее обучение Томаса в школе?
– каким образом
могло бы повлиять это событие на всю
его дальнейшую жизнь?
|
-
возможно, что он остался бы неграмотным человеком, поэтому не смог бы найти
себе достойную работу и заработать на жизнь
|
- с высокой долей вероятности все это
произошло, если бы мама сказала Томасу
правду. Это звучит неправдоподобно, но своим обманом мать спасла будущее
сына. Он понял это много лет спустя.
|
|
- Есть такое
выражение – «ложь во спасение» или «ложь во благо». Ее название говорит само
за себя. Например, медики считают, что опасно открывать правду
больным со смертельным диагнозом, ведь он может отчаяться и потерять надежду
на жизнь. Теряется 1из 1000 шанс выздоровления. Иногда близкие пытаются
скрыть от престарелых родственников сведения о смерти их близких, чтобы
уберечь от переживаний и нервных потрясений. Важно, что такая ложь совершается не для себя, а для блага
другого человека. Это относится к тем жизненным случаям, когда остро стоит
вопрос о выборе между жизнью и смертью, а не о материальной выгоде для
человека. Если ребенок говорит маме по телефону, что он надел шапку, а сам
гуляет без шапки, то это обман, а не «ложь во спасение маминых нервов» или
«спасение себя от маминых воспитательных бесед». Не стоит думать, что обманом
ты «бережешь маму», потому что когда ты заболеешь, то мама будет переживать,
во-первых, из-за твоего здоровья, а, во-вторых, она поймет, что тебе нельзя
доверять, на тебя нельзя положиться, ведь ты ее обманул. Но, «ложь во спасение» - это ложь, рано или
поздно она откроется. Нет такого человека, который хочет, чтобы его
обманывали. Поэтому, большая часть людей предпочитает знать горькую правду,
чем сладкую ложь.
|
|
- давайте вернемся к результатам нашего опроса. Ложь, обман
– это нравственно или безнравственно? (поставить знак вопроса рядом с
этими словами в схеме)
Рассказ из жизни
Томаса Эдисона нам показал, что есть аргументы в пользу лжи. Я думаю, что
после такого аргумента некоторые из вас захотели бы изменить свое мнение.
Есть среди нас такие? (Если среди ребят нет, то я «работаю» со свом стикером)
- как бы ты сейчас ответили на этот вопрос?
- куда прикрепить стикер?
|
- ложь губит людей, но иногда бывают случаи, когда она может спасти
человеку жизнь
- поставить свой стикер на линию разделяющую эти два мнения
|
Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Каждый человек
сам решает, как ему поступать и это его нравственный выбор.
Далее предложить задание для групповой работы. Используя
описание поступка сделайте вывод о его нравственности, спрогнозируйте
варианты последствий (результатов) поступка.
|
|
Приложение 1.
Приложение 2.
Томас Эдисон проучился в школе всего несколько месяцев. Однажды юный
Томас вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала
сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа
слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста,
учите его сами". Так мама Томаса сама стала обучать сына дома.
После смерти матери (Эдисон к тому времени уже
был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые
семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш
сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми.
Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома". Эдисон прорыдал
несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был
умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним
из величайших гениев своего века».
|