Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Этап актуализации знаний
|
Фронтальная работа
Вспомните, как называется тема, которую мы изучаем? (записывает схему «Члены предложения»)
Что знаете о членах предложения?
Что входит в грамматическую основу?
Какие второстепенные члены вам известны?
Что можем рассказать о любом второстепенном члене? (Записывает план ответа)
Расскажи своему товарищу, что тебе известно об обстоятельстве и определении?
Оцените полноту ответа правила товарища по этому плану.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Дополняют схему.
В паре рассказывают правило об обстоятельстве и определении по составленному плану ответа.
Устно оценивают полноту ответа своего товарища (по плану).
|
Парная работа
|
Запишите предложение под диктовку
Поработайте в паре: определите все известные вам члены предложения.
Помощь парам: Таня А. – Вова Я.,
Игорь Щ. – Саша С.
|
Пишут под диктовку.
Производят разбор предложения по членам предложения.
|
Проверка способа действия по нахождению главных и второстепенных членов предложения.
|
Расскажите, с чего начали работу?
Кто хочет рассказать, как вы определили грамматическую основу?
Покажите свое отношение к услышанному.
Как ваша пара нашла обстоятельство?
Отнеситесь к их ответу.
Как ваша пара нашла обстоятельство?
Ваше отношение?
Что можно оценить в этой работе? (фиксирует на доске названия шкал)
Оцените парную работу по двум «обязательным» шкалам, добавьте еще одну свою шкалу.
|
Проверка, пометки в тетрадях, показывают свое отношение.
Оценивают в тетради результат парной работы.
|
Отработка способа действия по разбору предложения по членам предложения.
|
Рассмотрите, как определил члены предложения Петя из другого 3 класса.
Давайте попробуем оценить его работу по тем шкалам, которые мы выделили в предыдущей работе. С чего начнем?
Найди подлежащее, сказуемое.
Сделай вывод: умеет ли этот ученик находить грамматическую основу? Почему так думаешь? Ваше отношение?
Как дальше будем действовать, чтобы оценить его работу по шкале «обстоятельство» /(«определение»)?
Найди в этом предложении обстоятельство/ определение. Оцени ученика по этой шкале. Почему ты так думаешь? Ваше отношение?
Что не умеет определять этот ученик? Что вы ему посоветуете?
|
Комментированное нахождение главных, второстепенных членов предложения.
Делают вывод, оценивают работу ученика по шкалам: «главные члены», «определение», «обстоятельство».
Показывают и высказывают отношение к услышанным мнениям.
Определяют проблемную зону у ученика.
Высказывают советы по преодолению трудности.
|
Коллективное составление задания с ловушкой.
|
Подумайте, а может ли быть такая работа заданием с ловушкой? Почему?
Тогда на какое умение эта ловушка? Почему так думаешь? Есть ли другие мнения?
Хотите сами составить задание с ловушкой?
Что конкретно неверно в этой ловушке при определении определения?
Давайте вернемся к плану ответа о любом члене предложения. Подумайте, какие другие умения, кроме этого, можно еще использовать для задания с ловушкой?
Тогда что получится?
Сформулируйте задание для ученика.
|
Высказывают свое мнение.
Определяют умение для составления ловушки.
Формулируют задание.
|
Самостоятельная работа
|
Сейчас, те ребята, которые получили карточки, могут приступить к их выполнению.
Остальным ученикам я предлагаю попробовать в паре составить задание с ловушкой на нахождение обстоятельства.
Но сначала распространите эту грамматическую основу («лежит снежок») так, чтобы в предложении присутствовало обстоятельство.
Какое обстоятельство в твоем предложении, докажи.
Ваше отношение.
Чье предложение показалось наиболее удачным, почему?
Давайте запишем это предложение.
Составьте в паре задание с ловушкой на определение обстоятельства.
Оказание помощи парам по требованию.
|
Самостоятельно выполняют задания по карточкам.
Предлагают варианты распространенных предложений.
Обосновывают свое мнение.
Показывают отношение.
Запись предложения под диктовку.
Работа в паре. Составление задания.
|
Проверка парной работы
|
Кто составил ловушку на умение подчеркивать обстоятельство?
Кто составил ловушку на умение задавать вопрос к обстоятельству?
Сравните ваше задание с ловушкой с одним из образцов на доске.
Какое умение можно оценить? (умение составлять задание с ловушкой)
Оцените работу вашей пары по этой шкале.
|
Отвечают на вопросы.
Сравнивают свою работу с образцом на доске.
Оценивают свою работу по шкале «умение составлять задание с ловушкой»
|
Итог урока
|
Чему учились на уроке?
Скажи своему товарищу: что у тебя получилось на уроке? Над чем надо тебе еще поработать? Как ты планируешь это сделать? Что посоветуете ему?
Предлагаю вам два вида домашнего задания. Те ребята, которые испытывают затруднения с нахождением главных членов предложения, я предлагаю упражнение 5 на странице77. А те, кто хочет потренироваться в определении второстепенных членов предложения , для вас предлагаю упражнение 4 на странице 84.
|
Отвечают на вопросы фронтально, в паре.
Записывают домашнее задание.
|