Главная » Файлы » Организация учебной деятельности » КОД из опыта

Методический семинар "Контроль и оценка как основа умения учиться"
18.08.2014, 11:53

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

(Слайд 1) ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

План.

1.      Нужно ли учить учиться?

2.      Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности в рамках ФГОС.

3.      Мой опыт формирования действий контроля и оценки у младших школьников.

4.      Диагностика, полученные результаты и перспективы.

(Слайд 2) Ученики, которых мы учим сегодня,  будут трудиться на благо нашей страны примерно до 2060 года. Трудно сейчас с уверенностью сказать, какие навыки потребуются им в жизни. Но я полностью согласна с мнением известного американского социолога Э. Тоффлера о том, что «неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научится учиться».

Самым главным результатом моего труда я считаю  развитое умение учиться у моих учеников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формирование умения учиться рассматривается как одна из важнейших целевых установок учителя.

Человек не рождается с умением учиться. Приобретается оно в условиях специально организованного  обучения, где  ученик становится субъектом процесса обучения. Что не позволяет ребенку стать  хозяином своего обучения? Зная подводные камни учения, мы  ведем ученика короткой дорогой, оценивая и контролируя весь ход обучения, мы как  бы говорим ребенку: «Делай так, а то ошибешься». Зачем ученику учиться ставить  цель, строить план действий, оценивать свои достижения, если есть тот, кто знает, как это  сделать быстро и правильно? Он вынужден  накапливать знания и умения. (Слайд 3) Особое место в формировании умения учиться у младших школьников принадлежит становлению контрольно-оценочной деятельности. С одной стороны действия контроля и оценки выступают как самостоятельный элемент содержания умения учиться, а с другой стороны являются основой этого умения. (Слайд 4) Проблеме контроля и оценки в педагогике уделяется значительное внимание. Так как контроль и оценка в учебном процессе - явление многоаспектное, поэтому педагогические исследования в этой области ведутся в нескольких направлениях. «Неудовлетворенность вызывает тот факт, что действия контроля и оценки ограничиваются выявлением полноты и точности усвоения знаний, умений и навыков и не учитывают продвижение учащихся в развитии учебно-познавательной деятельности, особенности мотивации учения в разные возрастные этапы становления личности учащихся, отношение школьников к изучаемому и процессу учения, т.е. не выявляет в полной мере результаты обучения и, тем самым, не используют их воспитывающие и развивающие функции».3

(Слайд 5) Я представлю Вашему вниманию систему моей работы по формированию умения учиться через овладение учащимися действиями контроля и оценки. В ее основе лежит педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности Воронцова А. Б., разработанная в рамках системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

(Слайд 6) Формируя действия контроля и оценки у младших школьников, я соблюдаю следующие условия. (Слайд 7 Работа на этом слайде: просмотреть материал по гиперссылкам и вернуться по управляющей кнопке назад) Общая картина содержания этапов и их результатов представлена на следующем слайде. Остановлюсь на описании своих действий.

Моя основная задача на первом этапе заключается в том, чтобы научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. (гиперссылка Виды заданий 1 этап) Эти  задания являются основой для формирования такого важного умения, как умения определять границы своего знания и незнания. Например, в ходе совместных практических действий по сравнению длины и ширины прямоугольников дети овладели несколькими способами: наложением, на глаз, с помощью мерки. Если при выполнении нового задания, требующего проверить, правильно ли сравнил другой ученик прямоугольники  по длине границы, ученик говорит: «Не пойму, как делать. По длине умею сравнивать, по ширине умею. А как сравнивать по длине всей границы, не знаю», то можно утверждать, что у этого ученика формируется понимание  о собственном знании и незнании.

Младшему школьнику выделять и сравнивать свои действия сложнее, чем действия другого человека, поэтому в качестве образца для сравнения я использую сказочного персонажа, ученика из соседней школы. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе отводится пооперационному контролю, поэтому я организую работу по выделению критериев оценивания с последующим наименованием оценочных шкал.

С изменением подходов к оцениванию у меня появилась потребность в специально организованных формах, которые дают возможность  ребенку рефлексивно отнестись к своей деятельности. В середине и в конце первого класса организую две рефлексивные остановки. Это специальные дни, когда дети, рассказывают о своих достижениях своим одноклассникам, учителю, другим взрослым. Важность таких остановок  в том, что ученики понимают: для чего они это делают, видят свои продвижения, сравнивают себя  с собой прежним, радуются успеху. Не менее ценно то, что ребенок сам определяет содержание своего рассказа и публично его предъявляет по совместно выработанным критериям. (гиперссылка Результаты 1 этапа) Результаты 1 этапа  я отслеживаю через сформированность  у первоклассников следующих умений. 

На 2 этапе мои усилия направлены на формирование у учащихся умения контролировать каждую операцию при освоении способов действия и выделять критерии выполнения задания. С этой целью я организую в пространстве класса места с многоуровневыми заданиями на тренировку и на оценку, с ответами для проверки, столы с «помощниками», в качестве которых выступают справочники, схемы, чертежи, созданные самими учащимися алгоритмы, способы действий, образцы. (гиперссылка Виды заданий 2 этап) На слайде представлены некоторые виды заданий, направленных на формирование умения осуществлять пооперационный контроль.

Я считаю, что в младшем школьном возрасте очень важно опираться на игровой опыт учеников, поэтому я применяю дидактические игры. Проиллюстрирую, как я их использую для поддержания учебной мотивации и для сохранения желания контролировать и оценивать свои действия, одной из любимых детьми игр –  «Совещание врачей». Каждый ученик в группе - «врач», специалист по конкретной орфограмме. Чтобы вылечить  «больное слово», «врачу» необходимо: самостоятельно определить «диагноз», т.е. орфограмму-критерий, затем выписать «рецепт», т. е правило-способ проверки и «вылечить» слово, т.е. проверить его по правилу и записать. Письменно оформленный «рецепт» и есть «помощник», который далее используется другими учениками. Важно, что в этой игре у детей не только формируется умение осуществлять контроль, но и  то, что ученики выделяют и понимают критерии работы. В эту игру мы успешно играем на разных предметах и «лечим» не только слова, но и математические выражения, явления, способы действий. Также хорошие результаты дают игры «Педсовет», «Лото». Опыт проживания этих действий в игре позволяет ученику правильно организовывать свою учебную деятельность и осознанно корректировать ее этапы при необходимости. (Результаты 2 этапа) Результаты 2 этапа формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся я также отслеживаю через умения школьников.

На 3  этапе (Результаты 3 этапа)  мои ученики выходят на полный цикл контроля и оценки, т.е. они демонстрируют  следующие умения. (Виды заданий 3 этап) Для определения  достижений ученика в овладении действиями контроля и оценки использую специальные диагностические  работы. Такой мониторинг позволяет мне выделить группы учащихся со схожими трудностями, скорректировать свою деятельность и реализовать индивидуальный подход в обучении. (Слайд  8) В качестве примера, представлю задание из диагностической работы для учащихся 2 класса. Оно позволяет увидеть  сформировано ли  у ученика умение определять критерии для проверки работы.

(Слайд 9) Опираясь на свой опыт,  я  выделила наиболее продуктивные и малозатратные педагогические средства учебного процесса  для формирования контрольно-оценочной деятельности (есть ссылка на статью).

По-новому начала работать с родителями. Опыт подсказывает, что если родителям не объяснять важность работы по формированию контрольно-оценочной деятельности, то они испытывают недоумение, а иногда и недовольство. Поэтому с родителями провожу консультации, где обсуждаю такие вопросы: «В чем отличие отметки и оценки?», «Какие детские результаты, кроме предметных, оцениваются на уроках?»,  «Кто и как оценивает результаты?». На «родительских практических занятиях» мы разбираем ситуации и пробуем выработать совместные решения, договориться о том, как помочь ребенку научить учиться. (Слайд 10) Родители имеют возможность ежедневно видеть продвижение в обучении через оценочные шкалы в тетрадях и Листы успеха. В конце четверти они получают Листы информирования родителей, с предметными и метапредметными результатами детей, в том числе и с умениями контроля и оценки. А в конце учебного года дети приглашают родителей на уроки Успеха, где рассказывают о своих успехах  и демонстрируют свои Портфели достижений. 

Для обеспечения преемственности в нашей школе создана программа сопровождения пятиклассников, в которой как одно из направлений удерживается продолжение работы по формированию у них контрольно-оценочной деятельности. Своих выпускников я передаю с результатами диагностики, которые учителя-предметники используют для реализации индивидуального подхода при организации образовательного процесса. С классным руководителем и учителями-предметниками в течение года обсуждаем способы работы по формированию действий контроля и оценки на заключительном этапе, выделяем критерии для составления диагностических работ, проектируем учебные ситуации, основанные на анализе результатов мониторинга и проводим их рефлексию. Учителя основной школы отмечают, что мои выпускники переносят действия контроля и оценки даже при изучении новых учебных предметов и курсов, демонстрируя таким образом, умение учиться, что является важным  метапредметным  результатом для выпускников начальной школы.

(Слайд 11) Сложившаяся система работы дает положительные результаты для всех участников образовательного процесса. По моим наблюдениям у учащихся сохраняется положительное отношение к действиям контроля и оценки: дети с удовольствием оценивают свою работу, помогают это делать своим товарищам, всегда находят такие действия одноклассника, за которые он достоин похвалы. У учащихся формируются внутренние мотивы учения. Они  испытывают чувство удовлетворения, обнаруживая свое продвижение в обучении, понимают, чему они учатся и для чего. В ходе выполнения задания ученики проявляют активность в выдвижении и обсуждении предположений, включаются в деятельность. У ребенка складывается индивидуальный стиль работы: он может разделить задание на части-шаги, определить способ выполнения задания и самостоятельно проверить не только правильность, но и полноту его выполнения. (Слайд 12) Это позволяет мне делать вывод о том, что ученики выходят на полный цикл контроля и оценки, а значит, овладели основами умения учиться.

Сравнивая результаты своих прежних и нынешних выпускников, я сделала вывод: раньше практически все действия ученика были направлены на то, чтобы не допустить ошибку, и впоследствии, не быть наказанным. А теперь учащиеся не избегают неудачи, а работают над своими ошибками, что ведет к достижению успеха и к проявлению желания учиться. Мои наблюдения подтверждаются данными диагностики уровня школьной тревожности (тест Филлипса), которую проводит школьный психолог. У учащихся снижается общий уровень тревожности в школе, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями. 

(Слайд 13) Если посмотреть на деятельность по формированию действий контроля и оценки младших школьников с точки зрения моего профессионального роста, то можно выделить несколько  «открытий». В настоящее время размышляю над тем, как продолжить формирование контрольно-оценочных действий во внеурочной деятельности.

            Над формированием контрольно-оценочной деятельности работает весь коллектив нашей начальной школы. Использую ресурс базовой образовательной площадки  «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников» Красноярского КИПКиПП РО.  Опыт по данному направлению я обобщаю и представляю на городских педагогических чтениях, в рамках Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования», в сетевых профессиональных сообществах, в организации деятельности городского методического объединения учителей начальной школы, руководителем которого я являюсь.

Возможно, проделанная мною работа не покажется новой, но она очень важная. Контрольно-оценочные действия – это основа умения учиться, а значит залог успешности человека.  Именно это умение и есть тот ключ, который обеспечит социальную и профессиональную мобильность наших выпускников в будущем.


Категория: КОД из опыта | Добавил: tdbern16
Просмотров: 1842 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]