Главная » Файлы » Обобщение опыта » Обобщение опыта |
[ Скачать с сервера (31.0 Kb) ] | 03.08.2014, 15:28 | ||||||||
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Ачинска, Бернгардт Татьяны Дмитриевны
«Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия» Н.Я Чутко. В анализе педагогической деятельности через соотношение реального и планируемого результатов, основную причину успешности или неуспешности учащегося в обучении вижу именно в сформированности компонентов учебной деятельности. Изучая педагогическую литературу по данной теме, определила для себя несколько важных тезисов: - формирование учебной деятельности определяется как главное в современном начальном образовании, направленном на оптимальное развитие каждого ученика, являясь средством (механизмом) развития каждого; - учебная деятельность кардинально связана с новым в развитии ребенка, в его личностном развитии (активный период становления которого охватывает как раз дошкольный и младший школьный возраст); - ребенок может самостоятельно стать активным субъектом учебной деятельности, но учитель может и должен сократить путь школьника к ее присвоению; - контрольно-оценочное звено учебной деятельности - основа будущей учебной самостоятельности ученика. Целью моей педагогической деятельности является формирование учебной деятельности младших школьников, используя технологию безотметочного обучения. Исходя из цели, определяю задачи деятельности: - обеспечивать разворачивание полноценного цикла учебной деятельности через постановку и решение учебных задач; - использовать в обучении 2 пути для формирования у учащихся общеучебных интеллектуальных умений: прямой - через систему специальных учебных заданий, письменных и устных упражнений, способствующий формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков и косвенный – через структурирование учебного материала, обеспечивающее осмысленное овладение учебной деятельностью; - формировать опыт оценочной и самооценочной деятельности учащихся. Выстраиваю учебный процесс на основе классической схемы организации деятельности, учитывая, что структура учебной деятельности состоит в органическом единстве трёх ее составляющих. Для удержания цели каждого этапа урока составила таблицу «Реализация учебной деятельности», которую использую при проектировании урока или серии уроков по теме. Проиллюстрирую содержание деятельности учителя на примере первого этапа учебной деятельности - информационно-корректировочного. Назначение этапа: вхождение учащегося в конкретную учебную ситуацию, ее анализ и определение в умственном плане предстоящих учебных действий.
При планировании системы уроков рассматриваю параллельную деятельность двух субъектов - ребенка и педагога, проектирую способы деятельности учителя по разворачиванию учебной деятельности. Для этого структурирую учебный материал, каждый урок рассматриваю как часть системы уроков по формированию понятий. Формулирую цепочку целей каждого урока отдельно и во взаимосвязи, рассматривая их через систему учебных задач и способов действий, как учащихся, так и учителя. Опираюсь на общие цели обучения, глаголы для формулировки конкретных учебных результатов и ключевые вопросы для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие (по таксономии Б. Блума). Это позволяет мне моделировать учебный процесс с учетом разворачивания полного цикла учебной деятельности. Использую разные способы организации целеполагания. Сначала обучаю учащихся проговариванию цели предстоящей деятельности, опираясь на слова-помощники (хочу понять как, не понимаю как, хочу научиться выполнять). Затем организую целеполагание, используя естественные или искусственные проблемные ситуации. В основу проблемной ситуации включаю разные виды учебных заданий: астенсивные – те, которые выполняются по образцу, императивные – приказные и коммуникативные – те, в ходе решения которых ребенком осознается разрыв между знанием и незнанием, либо некомпетентность освоенного способа действия. Содержание учебных заданий формулирую таким образом, чтобы оно было направлено на усвоение знаний, способов в органической связи с овладением общеучебными интеллектуальными умениями. Это дает мне возможность выходить в плоскость надпредметных умений и навыков и строить основу для прямого и косвенного пути формирования учебной деятельности. Для этого использую систему заданий по формированию и коррекции недостатков учебной деятельности прямым путем: - наблюдение, классификация по заданному или самостоятельно найденному основанию, самоконтроль; - слушание, классификацию по заданному или самостоятельно найденному основанию, самоконтроль; - чтение, классификацию словесного материала по заданному или самостоятельно найденному основанию, самоконтроль; - наблюдение, обобщенное отражение содержания иллюстраций к учебному материалу, самоконтроль; - слушание, обобщение сведений, представленных в устном сообщении, самоконтроль; - чтение и обобщение словесного материала, самоконтроль. Косвенным путем формирую и корректирую недостатки учебной деятельности детей посредством специально организованных игр на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыкального искусства, окружающего мира, технологи: «Найди свою пару», «Положи туда, куда надо», «Одинаковое и разное», «Назови предметы одним словом», «Скажи слово с нужным звуком». Целью таких игр является помощь детям в овладении умений наблюдения, слушания, классификации объектов, обобщения и самоконтроля. Чтобы учащийся осознал свое продвижение в учении (что в свою очередь связано с саморегуляцией деятельности ученика, с его личностным утверждением, взрослением) применяю технологию безотметочного обучения. При формировании опыта контрольно - оценочной деятельности пользуюсь системой приемов, представленных в работе Воронцова А.Б. и Заславского В.М. «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка». Чтобы ребенок понял, как решить учебную задачу организую совместное планирование детьми предстоящих учебных действий, включающих полный цикл учебной деятельности. На уроке создаю такие ситуации, которые обеспечивают выделение или обсуждение предложенных критериев для определения успешности выполнения задания, пооперационный контроль и контроль результатов, определение сложности учебного задания и выбор задания для самостоятельной или домашней работы. Это позволяет мне сделать итоговый контроль в соединении как с процессуальным (осуществляемый по ходу деятельности), так и с прогнозирующим контролем (предваряющим результаты еще неосуществленных действий) интеллектуально направленным, сочетающимся с постоянной проверкой принимаемых решений и действий. С целью управления процессом формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся адаптировала схему отслеживания развития самоконтроля учащихся, конкретизировала критерии, определила уровни. Для формирования коммуникативных навыков использую работу в парах и группах постоянного и сменного состава. Особое внимание уделяю удерживанию норм групповой работы. Внедряю в практику приемы, способствующие развитию навыков коллективной деятельности, направленные на то, чтобы дети высказывали собственную точку зрения, доказывали ее, вступали во взаимодействие с другими участниками группы. Для этого учу детей пользоваться приемами формулировки вопросов на понимание, уточнение, высказывание суждения или своего мнения. Успешно применяю систему приемов, направленных на формирование умения вступать в учебное сотрудничество через использование заданий, имеющее несколько верных решений, нерешаемые задачи, коллизий. При формировании потребности в осуществлении учебной деятельности формирую представления о личной значимости для ребенка изучаемого материала или способа действия. Для этого пользуюсь приемом «Кластер», который позволяет показать взаимосвязи изучаемых понятий или способов действий. Особое внимание при формировании мотивационной стороны деятельности учащихся обращаю на обеспечение ярких представлений детей о своих предыдущих успехах через создание ситуаций успеха. В своей программе профессионального развития я определила перспективные направления работы. Первое связано с совершенствованием навыка проектирования урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся (в том числе как учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так и учащихся, имеющих высокий уровень учебных возможностей). Вторая тенденция - конструирование учебных заданий, используемых для создания проблемных ситуаций и организации целеполагания. В 2005 - 2010 годах руководила городским методическим объединением учителей начальных классов. Проектировала и проводила заседания в форме оргдеятельностных игр, ролевых игр, мастер-классов, являлась ведущей постоянно действующего двухгодичного городского семинара «Современный урок», входила в состав городской экспертной группы по аттестации педагогов. Результатами моей профессиональной деятельности являются:
- на стратегическом уровне: самостоятельно определяют место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива – 20 % учащихся; - на тактическом уровне: успешно используют совокупность наличных средств и способов деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях – 64 % учащихся; - только на операционном уровне: решают частные задачи, выполняют отдельные операции 16 % учащихся.
- на Всероссийском фестивале «Открытый урок – 2008/2009», опубликован урок русского языка по теме « Знаки препинания при однородных членах предложения » (Диплом № 206-690-768, Сертификат к диплому № 206-690-768); - на городских педагогических чтениях в 2008 году по теме «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках русского языка средствами УМК «Начальная школа XXI века» (Диплом за участие в работе презентационной площадки «Практика формирования КОД» в рамках городских педагогических чтений дошкольного и начального образования города Ачинска «Современное качество образования», 2008 г.); - выступала с сообщением на Краевых занковских педагогических чтениях «Дидактическая система Л.В.Занкова как средство реализации стандартов нового поколения», апрель 2010 г. (Сертификат); - являлась участником краевого конкурса «Портфолио педагога начальной школы 21 века», Красноярск, 2007 г. (Диплом лауреата); - принимала за участие в очном учебно-методическом семинаре по реализации проекта «Кадровая модернизация региональной системы образования Красноярского края», Москва, 2009 (Сертификат); - участвовала в дистанционном рефлексивно-аналитическом семинаре «Краевые контрольные работы: проблемы и перспективы», 2009 год (Сертификат); - участвую в городском семинаре «Деятельность школы в условиях введения ФГОС второго поколения». 7. Награждена Почетной грамотой Администрации города Ачинска за профессионализм, многолетний добросовестный труд, личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения и в честь Дня учителя, сентябрь, 2009 год.
| |||||||||
Просмотров: 840 | Загрузок: 231 | |
Всего комментариев: 0 | |