Аннотация к уроку окружающего мира в 4 классе
Класс 4 «Г» МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска
Программа «Начальная школа XXI века»
Дата проведения 12.12.12.
Тема урока по общеобразовательной программе «Здоровый сон»
Тема урока по программе школы VII вида «Режим труда и отдыха. Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня»
Цель:
- Обучающая:
1) формировать представление о здоровом сне, через:
- выявление отличительных особенностей здорового сна;
- формулирование перечня условий, необходимых для здорового сна;
2) формировать представления об основных правилах гигиены сна (программа школы VII вида );
3) совершенствовать навык формулирования цели по предстоящей деятельности (по опорным словам);
4) совершенствовать навык поиска нужной информации.
2. Воспитательная:
- воспитывать потребность (способность ориентироваться) в здоровом образе жизни на основе умения делать выводы в ходе анализа.
3. Коррекционно-развивающая:
1) развивать речь учащихся:
- через пополнение словарного запаса (новые слова «сознательное, бессознательное» для учащихся с ОВЗ и учащихся, имеющих низкий уровень познавательного интереса);
- через уточнение словарного запаса (для словосочетания «здоровый сон» для основной группы учащихся);
- через употребление в речи развернутой формы ответа (для всех учащихся);
2) развивать умение сравнивать и делать выводы в ходе специальных заданий («Четвертое лишнее», выбор верного варианта ответа из предложенных);
3) развивать умение удерживать задачу;
4) развивать свойства субъекта учебной деятельности.
Оборудование: опорные слова для формулирования цели, толковый словарь Ожегова, детские энциклопедии и справочники, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с ответами на задания для работы у доски, учебник «Окружающий мир» (Л.В.Цветова, Мнемозина, 2010), карточки для самостоятельной работы, карточка-помощница, презентация, ПК.
Урок окружающего мира проводится во 2 четверти 4 класса по программе «Начальная школа XXI века» в системе ТО. Данный урок первый из двух обобщающих в блоке «Строение организма человека» (18 часов). Его тема «Во сне и наяву. Условия для полноценного сна» Следующий урок посвящен способностям нашего сознания – вниманию и памяти. В рамках программы по окружающему миру/природоведению С.Г.Шевченко, учитывая особенности учащихся с ОВЗ (Степан К., Александр М.), предусмотрены разные виды помощи: стимулирующая, обучающая, направляющая.
В классе интегрированного обучения (система ТО «Начальная школа XXI века» и КРО С.Г. Шевченко) обучаются два ученика с ОВЗ.
Степан К. По итогам 3 класса по окружающему миру имеет отметку «3». В уроке учтены индивидуально-типологические особенности учащегося: испытывает затруднения в перечислении наиболее распространенных в данной местности растений лесов, полей и лугов, в том числе названия и использование наиболее известных зерновых культур ; недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод; в речи преобладают односложные неразвернутые предложения, слабо развит самоконтроль. В практической учебной деятельности Степан использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности).
Александр М. По итогам 3 класса по предмету «окружающий мир» имеет отметку «3». Индивидуальные индивидуально-типологические особенности учащегося: испытывает затруднения в определении и перечислении сезонных признаков в природе своей местности, слабо сформировано умение понимать письменную инструкцию, недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод, требуется пошаговый контроль со стороны учителя за выполнением задания. В практической учебной деятельности Александр использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности).
На разных этапах урока применяются методы стимулирования учащихся с ОВЗ (как обязательное условие): метод стимулирования познавательной деятельности – поощрение (развивает познавательный интерес, стимулирует ученика на решение учебной задачи), создание ситуации успеха (тщательный отбор содержания с учетом возраста и уровня ученика). С целью снижения уровня тревожности Степану предлагается роль юного исследователя, где задания он выполняет с помощью одноклассника. На этапе целеполагания применяется прием «Расшифруй слова» и «Четвертое лишнее». Для формулировки учебной задачи урока используются опорные слова. Эти же опорные слова используются в итоговой рефлексии. Принимая во внимание затруднения при определении закономерности шифра, Александр работает в паре с ученицей с более высоком уровнем. На этапе поиска информации в тексте, учитывая затруднения Степан и Александра, мальчикам предлагается стимулирующая помощь и обучающая (в виде карточки-помощницы). На этапе парной работы учащиеся с ОВЗ будут работать в разных группах. Прогнозируется, что во время нахождения ответов на вопросы по тексту учебной статьи Степан может выполнить задание без опоры на карточку-помощницу. Карточка-помощница будет использована по мере необходимости, т.к. она ориентирована на удержание большого объема содержания письменной инструкции. Также на уроке были использованы следующие приемы (по методике Н. П. Локаловой и М. М. Безруких):
- отдельного повторения (для Александра);
- эффективного запоминания,
- стимулирования к обсуждению, размышлению;
- подбадривания и поддержки;
- обязательного проговаривания;
- индивидуализации;
- близкий контакт;
- контроль за ходом выполнения задания.
В ходе урока обеспечивается система учебной деятельности, темп, смена видов учебной деятельности и последовательность этапов урока, что создаёт оптимальный уровень и повышает работоспособность детей с ОВЗ. Учебная деятельность опирается на сохранные способности учащихся, что дает основание для преодоления общей недостаточности в развитии интеллектуальной сферы.
Исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока частота чередования видов деятельности запланирована через 7-10 минут, что позволит обеспечить здоровьесбережение (равномерную работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления учащихся).
Домашнее задание – индивидуальное , т.к. оно учитывает объем, степень сложности и степень самостоятельности ученика с ОВЗ.
В уроке учтен и воспитательный аспект, т.к. приоритетная цель воспитания – успешная социализация. С этой целью в уроке использовались активные методы и формы работы: фронтальная, парная и групповая, которые формируют и развивают информационно-коммуникативную компетентность.
Ход урока
Этап урока, его цель
|
Время
|
Действия учителя
|
Действия и ответы учащихся
|
Действия и ответы учащихся с ОВЗ
|
Эмоциональный настрой
|
0,10
|
Начинаем урок окружающего мира, садитесь первые девочки, теперь мальчики
|
|
|
Целеполагание
|
2
|
На листах у вас слова. Объединитесь в группы и расшифруйте слово. Позднее вы мне их назовете. Не забудьте о правилах групповой работы
|
Расшифровывают группой слова, один представитель группы находит его в списке и вывешивает на доску
Приложение 1
|
1
|
Найдите «лишнее» слово, объясните, почему так решили.
Степа, повтори какое слово «лишнее» и почему
|
Высказывают свое мнение, обосновывают выбор лишнего слова
(Лишнее слово – сон, потому что все слова обозначают системы организма человека, а это слово обозначает состояние организма)
|
Повторяют обоснование лишнего слова
|
1,5
|
Знаете ли вы что такое «сон»? Пока мы размышляем, группа исследователей найдет в толковом словаре значение слова «сон».
Зачитайте толкование слова «сон».
Совпало ли наше представление о сне с тем, что говорит нам толковый словарь?
Значит, мы с вами мыслим научно/наши представления близки, но от научных мыслей отличаются.
|
Сон – это такое состояние человека, когда он отдыхает, его части тела находятся в спокойствии, он не двигается.
|
Вместе с учеником находит определение слова «сон» в толовом словаре Ожегова, готовится его зачитать.
Читает в словаре определение
|
1
|
Прочитайте на слайде словосочетания с существительным «сон».
|
Читают словосочетания с экрана:
Здоровый сон, короткий сон, цветной сон, незабываемый сон.
|
Как думаете, какой вид сна нам необходимо подробно изучить? Почему?
|
Здоровый сон, т.к. мы изучаем организм человека, говорим о том, как сохранить здоровье всех систем и органов
|
2
|
Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока?
|
Здоровый сон
|
Пользуясь опорными словами, скажите, что мы можем узнать о сне на уроке?
Понять
Узнать
Рассказать
Отличить
Научить других
Что такое
Зачем нужен
Чем отличается
Что будет, если
Как влияет
Правильно ли я вас поняла, что вы хотите понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен?
|
Формулирует цель урока по опорным словам
Узнать, что такое сон
Понять, что происходит в организме во время сна
Для чего нужен сон
Выяснить, что такое здоровый сон
Выяснить признаки/ отличительные особенности здорового сна
Определить условия для здорового сна
|
Изучение нового материала
|
2
|
Прежде чем вы приступите к изучению нового материала скажите:
- когда мы записываем слова в тетрадь, то мы совершаем осознанное действие или неосознанное? Почему?
- а когда одергиваем руку от горячего утюга? Почему?
- можно ли таких случаях говорить, что мы не задумываясь одергиваем руку при прикосновении к горячему утюгу?
- сделайте вывод: неосознанные или бессознательные действия мы совершаем как? - не задумываясь, а осознанные – обдумываем.
Повторите
|
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.
Повторяют вывод
|
10
|
Задание
Прочитайте текст учебной статьи на странице 56 -57 и выполните задания в карточке.
Подписываем карточку
|
Самостоятельно отвечает на вопросы, пользуясь текстом учебной статьи. См. Приложение 2
|
Промежуточная рефлексия
|
2
3
|
Фронтальная проверка
Вывод:
1. Что же происходит с нашим организмом во время сна? повтори
2. Какой сон можно назвать здоровым? повтори
3. Значит, для чего нужен здоровый и спокойный сон организму? повтори
|
Проверяют
1. Часть мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами.
2.во время здорового сна одна часть мозга отдыхает, а другая – работает.
3.Сон необходим для отдыха головного мозга.
|
Проверяют
|
|
2
|
А сейчас в парах посовещайтесь в группе и обведите такие правила, соблюдение которых обеспечит человеку здоровый сон.
Группа исследователей найдет в энциклопедии правила здорового сна.
|
Группы выбирают верный вариант из двух и составляют перечень из 2-3 правил здорового сна
|
В составе группы исследователей ищет в энциклопедии правила здорового сна, готовится их зачитывать.
|
4
|
Проверка результатов групповой работы
|
Одна группа называет правила «Здоровый сон», другие дополняют
См. Приложение 3
|
Дополняет не озвученные правила здорового сна
|
Итоговая рефлексия
|
5
2
|
Вернемся к учебной задаче урока. Мы хотели понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен.
- что происходит в организме во время сна?
- что такое здоровый сон
- почему важен именно здоровый сон
- как сделать так, чтобы твой сон был здоровым
- что нового узнали…
- за работу на уроке: - группа исследователей …..справилась со своей задачей, без ошибок/или с ошибками ответили на вопросы к тексту – отметка …
Группа … наиболее полно указала правила здорового сна …
- активно работал на протяжении всего урока и выполнил задание по тексту без ошибок - отметка …
|
Отвечают на вопросы:
- во время сна часть головного мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами
- во время здорового сна часть мозга отдыхает
- если сон будет неполноценным, то головной мозг человека будет работать хуже, чем если бы он отдохнул
- перечисляют правила здорового сна
Слушают аргументацию отметок
|
Домашнее задание
|
3
|
Дома нужно перечитать часть учебной статьи на страницах 56-57, вспомнить те правила здорового сна , которые ты составил на уроке и записать их в тетрадь, но можно дополнить те правила, которые сказали другие ребята. Проговорите в парах друг другу домашнее задание
Запишите его в дневник
|
Проговаривают в парах домашнее задание
|
|
1
|
Посмотрите на рисунок: кто видит молодую девушку? А кто старуху-колдунью?
Рисунок один, а все видят по-разному. А вот почему так происходит, мы узнаем на следующем уроке окружающего мира. Урок окончен.
|
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы
|
Приложение 1.
1 группа Расшифруйте слово Кrjрdkоzxвncеswнydоrfсssнuhаgnя (кровеносная)
2 группа Расшифруйте слово (нервная)
п
|
о
|
д
|
с
|
м
|
ю
|
я
|
ч
|
м
|
и
|
ь
|
я
|
а
|
й
|
ф
|
ы
|
в
|
а
|
н
|
п
|
р
|
ь
|
т
|
и
|
в
|
м
|
с
|
ч
|
э
|
ж
|
р
|
д
|
л
|
р
|
о
|
р
|
е
|
п
|
а
|
в
|
ы
|
ф
|
н
|
ъ
|
з
|
х
|
щ
|
ш
|
г
|
3 группа Расшифруйте слово Дртыртхртарттртертлртьртнртартя (дыхательная)
4 группа Расшифруйте слово яПаинщельвариет (пищеварительная)
5 группа Расшифруйте слово по первым буквам. (Сон)
- Главную работу в кровеносной системе выполняет … (сердце)
- Нос – это орган … (обоняния)
- Органы нервной системы: головной мозг, спинной мозг и… ( нервы)
Приложение 2.
- СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЦОВКУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
А) Процессы, которыми мы руководим, контролируем их совершаются нами (как?)
|
|
Б) Процессы, которые головной мозг совершает без нашего руководства и контроля совершаются (как?)
|
|
- ПОДЧЕРКНИ ТЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ВО ВРЕМЯ СНА ПОЧТИ НЕ ПОДАЮТ СИГНАЛЫ ГОЛОВНОМУ МОЗГУ:
органы зрения, сердце, органы слуха, язык, органы обоняния, кожа
- СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Во время сна «отдыхает»
|
часть мозга
весь мозг
|
Приложение 3.
Правила здорового сна.
- Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.
- За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.
- Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.
- Обязательно проветривай перед сном спальную комнату.
- Соблюдай вечерний туалет.
- Выключи свет и приборы, издающие звуки.
- Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.
В каждой строке обведите правильную рекомендацию, а неверную зачеркните.
Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.
|
Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать , а просыпайся когда захочешь.
|
За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.
|
Перед сном хорошенько попрыгай, часок посиди за компьютером и поиграй в шумные игры, а лучше посмотри телевизор.
|
Ужинай за 1час до сна.
|
Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.
|
Обязательно проветривай перед сном спальную комнату, так как мозг нуждается в свежем воздухе. После проветривания прикрывай или закрывай форточку.
|
Перед сном прогрей комнату, лучше ее не проветривать, чтобы не простудиться.
|
Перед сном не умывайся и не чисти зубы: все равно ночью никто не проверяет – соблюдаешь ли ты правила гигиены.
|
Соблюдай вечерний туалет.
|
Лучше засыпать под музыку и при свете.
|
Выключи свет и приборы, издающие звуки.
|
Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.
|
Дети 10-11 лет должны спать с 12 ночи до 6 утра. Этого времени достаточно, чтобы мозг отдохнул.
|
|