Главная » Файлы » Обобщение опыта » Обобщение опыта

Интегрированный урок окружающего мира 4 класс "Здоровый сон"
[ Скачать с сервера (38.8 Kb) ] 03.08.2014, 16:19

Аннотация к уроку окружающего мира в 4 классе

Класс 4 «Г» МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска

Программа «Начальная школа XXI века»

Дата проведения 12.12.12.

Тема урока по общеобразовательной программе «Здоровый сон»

Тема урока по программе школы VII вида «Режим труда и отдыха. Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня»

Цель:

  1. Обучающая:

1) формировать представление о здоровом сне, через:

- выявление отличительных особенностей здорового сна;

- формулирование перечня условий, необходимых для здорового сна;

2) формировать представления  об основных правилах гигиены сна (программа школы VII вида );

3) совершенствовать навык формулирования цели по предстоящей деятельности (по опорным словам);

4) совершенствовать навык поиска нужной информации.

2. Воспитательная:

- воспитывать потребность (способность ориентироваться) в здоровом образе жизни на основе умения делать выводы в ходе анализа.

3. Коррекционно-развивающая:

1) развивать речь учащихся:

- через пополнение словарного запаса (новые слова «сознательное, бессознательное» для учащихся с ОВЗ и учащихся, имеющих низкий уровень познавательного интереса);

- через уточнение словарного запаса (для словосочетания «здоровый сон» для основной группы учащихся);

- через употребление в речи развернутой формы ответа (для всех учащихся);

2) развивать умение сравнивать и делать выводы в ходе специальных  заданий («Четвертое лишнее», выбор верного варианта ответа из предложенных);

3) развивать умение удерживать задачу;

4) развивать свойства субъекта учебной деятельности.

 

Оборудование: опорные слова для формулирования цели, толковый словарь Ожегова, детские энциклопедии и справочники, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с ответами на задания для работы у доски, учебник «Окружающий мир» (Л.В.Цветова, Мнемозина, 2010), карточки для самостоятельной работы, карточка-помощница, презентация, ПК.

Урок окружающего мира проводится во 2 четверти 4 класса по программе «Начальная школа XXI века» в системе ТО. Данный урок первый из двух  обобщающих  в блоке «Строение организма человека» (18 часов).  Его тема «Во сне и наяву. Условия для полноценного сна»  Следующий урок посвящен способностям нашего сознания – вниманию и памяти.  В рамках программы по окружающему миру/природоведению  С.Г.Шевченко, учитывая особенности учащихся с ОВЗ (Степан К., Александр М.), предусмотрены разные виды помощи: стимулирующая, обучающая, направляющая.

В классе интегрированного обучения  (система ТО  «Начальная школа XXI века» и КРО С.Г. Шевченко) обучаются два  ученика с ОВЗ.

 

Степан К. По  итогам 3 класса  по окружающему миру имеет  отметку  «3». В  уроке  учтены  индивидуально-типологические особенности учащегося:  испытывает затруднения в перечислении наиболее распространенных в данной местности растений лесов, полей и лугов, в том числе названия и использование наиболее известных зерновых культур ; недостаточно сформировано умение  анализировать,  обобщать,  делать вывод; в речи преобладают односложные неразвернутые предложения, слабо развит  самоконтроль.  В практической учебной деятельности Степан использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер  задания, объём, степень самостоятельности).

Александр М. По  итогам 3 класса  по предмету «окружающий мир» имеет  отметку  «3».  Индивидуальные индивидуально-типологические особенности учащегося:  испытывает затруднения в определении и перечислении сезонных признаков в природе своей местности,  слабо сформировано умение понимать письменную инструкцию, недостаточно сформировано умение  анализировать,  обобщать,  делать вывод,  требуется пошаговый контроль со стороны учителя за выполнением задания.  В практической учебной деятельности Александр  использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер  задания, объём, степень самостоятельности).

На разных этапах урока применяются  методы стимулирования учащихся с ОВЗ (как обязательное  условие): метод стимулирования познавательной деятельности – поощрение  (развивает познавательный интерес, стимулирует ученика на решение учебной задачи),  создание ситуации успеха (тщательный отбор содержания с учетом возраста и уровня ученика). С целью снижения уровня тревожности Степану предлагается роль юного исследователя, где задания он выполняет с помощью одноклассника. На этапе целеполагания применяется  прием «Расшифруй слова» и «Четвертое лишнее». Для формулировки учебной задачи урока используются опорные слова. Эти же опорные слова используются в итоговой  рефлексии. Принимая во внимание затруднения при определении закономерности шифра, Александр работает в паре с ученицей с более высоком уровнем.  На этапе поиска информации в тексте, учитывая   затруднения Степан и Александра,  мальчикам предлагается стимулирующая помощь и обучающая (в виде карточки-помощницы). На этапе парной работы учащиеся с ОВЗ будут работать в разных группах. Прогнозируется, что во время нахождения ответов на вопросы по тексту учебной статьи Степан может выполнить задание без опоры на карточку-помощницу. Карточка-помощница будет использована по мере необходимости, т.к. она ориентирована на удержание большого объема содержания  письменной инструкции. Также на уроке были использованы следующие приемы (по методике  Н. П.  Локаловой и  М. М. Безруких):

  • отдельного  повторения (для Александра);
  • эффективного  запоминания,
  • стимулирования к обсуждению, размышлению;
  • подбадривания и поддержки;
  • обязательного  проговаривания;
  • индивидуализации;
  • близкий  контакт; 
  • контроль  за  ходом  выполнения  задания.

В ходе урока обеспечивается система учебной деятельности, темп, смена видов учебной деятельности  и последовательность этапов урока, что создаёт оптимальный уровень и повышает работоспособность детей с ОВЗ. Учебная деятельность опирается на сохранные способности учащихся, что дает основание для преодоления общей недостаточности в  развитии интеллектуальной сферы.

Исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока частота чередования видов деятельности запланирована через 7-10 минут, что позволит обеспечить здоровьесбережение (равномерную работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления учащихся).

Домашнее задание – индивидуальное , т.к. оно учитывает объем, степень сложности и степень самостоятельности ученика с ОВЗ.

      В уроке учтен и воспитательный аспект, т.к. приоритетная цель воспитания – успешная социализация. С этой целью в уроке использовались активные  методы и формы  работы: фронтальная, парная и групповая, которые формируют и развивают информационно-коммуникативную компетентность.

 

 

Ход урока

Этап урока, его цель

Время

Действия учителя

Действия и ответы учащихся

Действия и ответы учащихся с ОВЗ

Эмоциональный настрой

0,10

Начинаем урок окружающего мира, садитесь первые девочки, теперь мальчики

 

 

Целеполагание

2

На листах у вас слова. Объединитесь в группы и расшифруйте  слово. Позднее вы мне их назовете. Не забудьте о правилах групповой работы

Расшифровывают группой  слова, один представитель группы находит его в списке и вывешивает на доску

Приложение 1

1

Найдите «лишнее» слово, объясните,  почему так решили.

 

 

 

 

 

Степа, повтори какое слово «лишнее» и почему

Высказывают свое мнение, обосновывают выбор лишнего слова

(Лишнее слово – сон, потому что все слова обозначают системы организма человека, а это слово обозначает состояние организма)

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют обоснование лишнего слова

1,5

Знаете ли вы что такое «сон»? Пока мы размышляем, группа исследователей найдет в толковом словаре значение слова «сон».

Зачитайте толкование слова «сон».

Совпало ли наше представление о сне с тем, что говорит нам толковый словарь?

 Значит,  мы с вами мыслим научно/наши представления  близки, но от научных мыслей отличаются.

Сон – это такое состояние человека, когда он отдыхает, его части тела находятся в спокойствии, он не двигается.

 

Вместе с учеником находит определение слова «сон» в толовом словаре Ожегова, готовится его зачитать.

 

Читает в словаре определение

1

Прочитайте на слайде словосочетания с существительным «сон».

Читают словосочетания с экрана:

Здоровый  сон, короткий сон, цветной сон, незабываемый сон.

Как думаете, какой вид сна нам необходимо подробно  изучить? Почему?

Здоровый сон, т.к. мы изучаем организм человека, говорим о том, как сохранить здоровье всех систем и органов

 

2

Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока?

Здоровый сон

Пользуясь опорными словами, скажите, что мы можем узнать о сне на уроке?

Понять

Узнать

Рассказать

Отличить

Научить других

Что такое

Зачем нужен

Чем отличается

Что будет, если

Как влияет

 

Правильно ли я вас поняла, что вы хотите понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен?

  Формулирует цель урока по опорным словам

Узнать, что такое сон

Понять, что происходит в организме во время сна

 Для чего нужен сон

Выяснить,  что такое здоровый сон

Выяснить признаки/ отличительные особенности здорового сна

Определить условия для здорового сна

 

Изучение нового материала

2

Прежде чем вы приступите к изучению нового материала скажите:

- когда мы записываем слова в тетрадь, то мы совершаем осознанное действие или неосознанное? Почему?

- а когда одергиваем руку от горячего утюга?  Почему?

- можно ли таких случаях говорить, что мы не задумываясь одергиваем руку при прикосновении к горячему утюгу?

- сделайте вывод: неосознанные или бессознательные действия мы совершаем как? - не задумываясь, а осознанные – обдумываем.

Повторите

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют вывод

10

Задание

Прочитайте  текст учебной статьи на странице 56 -57 и выполните задания  в карточке.

Подписываем карточку

 

 Самостоятельно отвечает на вопросы, пользуясь текстом учебной статьи. См. Приложение 2

 

Промежуточная рефлексия

2

3

Фронтальная проверка

Вывод:

1. Что же происходит с нашим организмом во время сна? повтори

2. Какой сон можно назвать здоровым?  повтори

3. Значит, для чего  нужен здоровый и спокойный сон организму?  повтори

Проверяют

 

1. Часть мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами.

2.во время здорового сна одна часть мозга отдыхает, а другая – работает.

3.Сон необходим для отдыха головного мозга.

Проверяют

 

2

А сейчас в парах посовещайтесь в группе и обведите  такие правила, соблюдение  которых обеспечит человеку здоровый сон.

Группа исследователей найдет в энциклопедии правила здорового сна.

Группы выбирают верный  вариант из двух и составляют перечень из 2-3 правил здорового сна 

В составе группы исследователей ищет в энциклопедии правила здорового сна, готовится их зачитывать.

4

Проверка результатов групповой работы

Одна группа называет правила «Здоровый сон», другие дополняют

См. Приложение 3

Дополняет не озвученные правила здорового сна

Итоговая рефлексия

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Вернемся к учебной задаче урока. Мы хотели  понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен.

- что происходит в организме во время сна?

- что такое здоровый сон

- почему важен именно здоровый сон

- как сделать так, чтобы твой  сон был здоровым

 

- что нового узнали…

- за работу на уроке: - группа исследователей …..справилась со своей задачей, без ошибок/или с ошибками ответили на вопросы к тексту – отметка …

Группа … наиболее полно указала правила здорового сна …

- активно  работал на протяжении всего урока и выполнил задание по тексту без ошибок - отметка …

Отвечают на вопросы:

- во время сна часть головного мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами

- во время здорового сна часть мозга отдыхает

- если сон будет неполноценным, то головной мозг человека будет работать хуже, чем если бы он отдохнул

- перечисляют правила здорового сна

 

 

 

 

 

Слушают аргументацию отметок

Домашнее задание

3

Дома нужно перечитать часть учебной статьи на страницах 56-57, вспомнить те правила здорового сна , которые ты составил на уроке и записать их в тетрадь, но можно дополнить те правила, которые сказали другие ребята. Проговорите в парах друг другу домашнее задание

Запишите его в дневник

Проговаривают в парах домашнее задание

 

1

Посмотрите на рисунок: кто видит молодую девушку? А кто старуху-колдунью?

Рисунок один, а все видят по-разному. А вот почему так происходит, мы узнаем на следующем уроке окружающего мира. Урок окончен.

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы

 

 

Приложение 1.

1 группа   Расшифруйте слово            Кrjрdkоzxвncеswнydоrfсssнuhаgnя (кровеносная)

2 группа   Расшифруйте слово                (нервная)

п

о

д

с

м

ю

я

ч

м

и

ь

я

а

й

ф

ы

в

а

н

п

р

ь

т

и

в

м

с

ч

э

ж

р

д

л

р

о

р

е

п

а

в

ы

ф

н

ъ

з

х

щ

ш

г

 

3 группа   Расшифруйте слово              Дртыртхртарттртертлртьртнртартя (дыхательная)

4 группа    Расшифруйте слово            яПаинщельвариет (пищеварительная)

5 группа        Расшифруйте слово по первым буквам.   (Сон)

  1. Главную работу в кровеносной системе выполняет …   (сердце)

 

 

 

 

 

 

  1. Нос – это орган … (обоняния)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы нервной системы: головной мозг, спинной мозг и… ( нервы)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

  1. СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЦОВКУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

А) Процессы, которыми мы руководим, контролируем их  совершаются нами  (как?)

  •  

Б) Процессы, которые головной мозг совершает без  нашего руководства и контроля совершаются (как?)

  •  

 

  1. ПОДЧЕРКНИ ТЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ  ВО ВРЕМЯ СНА ПОЧТИ НЕ ПОДАЮТ СИГНАЛЫ ГОЛОВНОМУ МОЗГУ:

органы зрения,  сердце, органы слуха, язык, органы обоняния, кожа

 

  1. СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЕЦ    ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

 

Во время сна «отдыхает»

часть мозга

весь мозг

 

 

Приложение 3.

Правила здорового сна.

  1. Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.
  2. За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.
  3. Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.
  4. Обязательно проветривай перед сном спальную комнату.
  5. Соблюдай вечерний туалет.
  6. Выключи свет и приборы, издающие звуки.
  7. Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.

 

В каждой строке обведите  правильную рекомендацию, а неверную зачеркните.

Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.

Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать , а просыпайся когда захочешь.

За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.

 

Перед сном хорошенько попрыгай, часок  посиди за компьютером  и поиграй в шумные игры, а лучше посмотри телевизор.

Ужинай за 1час  до сна.

Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.

 

Обязательно проветривай перед сном спальную комнату, так как  мозг нуждается в свежем воздухе. После проветривания прикрывай или закрывай форточку.

 

Перед сном прогрей комнату, лучше ее не проветривать, чтобы не простудиться.

Перед сном не умывайся и не чисти зубы: все равно ночью никто не проверяет  – соблюдаешь  ли ты правила гигиены.

Соблюдай вечерний туалет.

 

 

Лучше засыпать под музыку и при свете.

Выключи свет и приборы, издающие звуки.

 

Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.

 

Дети 10-11 лет должны спать с 12 ночи до 6 утра. Этого времени достаточно, чтобы мозг отдохнул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Обобщение опыта | Добавил: tdbern16
Просмотров: 457 | Загрузок: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]