Главная » Файлы » Мониторинг для учителя » Мониторинг результатов учебной и неучебной деятельности

Диагностики оценивания уровня достижения планируемых метапредметных ( регулятивных и некоторых личностных) результатов
[ · Скачать удаленно () ] 25.07.2014, 02:06

Диагностики оценивания уровня достижения планируемых метапредметных (регулятивных и некоторых личностных) результатов     

Таблица  1 «Определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся»

N
п/п

Диагностируемое действие

Уровень (I-VI)

Качественные характеристики уровня

Типичные ответы учеников

1

Целеполагание: принятие (конструирование) школьником УЗ на основе:
-анализа ситуации;
-создания целостного ее образа;
-определения границы знания и незнания;
-кристаллизации проблемы;
-формулировки;-фиксации этой задачи.

I
Отсутствие цели (очень низкий уровень)

-Формально ориентируется на требования взрослого.
-Приступая к заданию, не может ответить (дает неопределенные ответы) на вопросы: "Что нужно сделать?", "Чему нужно научиться?"

 

II
Принятие практической цели (низкий уровень)

-До решения практической задачи может ответить на вопросы: "Что будешь сейчас делать?", "Что получишь в результате?"
-Перед выполнением теоретического задания не может ответить на эти вопросы.

 

III
Переопределение УЗ в практическую (средний)

-Может содержательно ответить на вопросы: "Что можно узнать, выполняя задание?", "Чему можно научиться, выполняя задание?"
-При выполнении утрачивает теоретическую часть задания; вместо вопроса: "Почему нужно делать именно так?" ребенок отвечает на вопрос: "Как нужно делать?"; после выполнения задания затрудняется ответить на вопросы: "Что ты должен был узнать?", "Что ты должен был сделать?"
-После окончания действия полно воспроизводит конкретные сведения (факты, предметы, сюжеты), а теоретический материал - фрагментарно.

 

IV
Принятие познавательной задачи (выше среднего)

-Определяет цель теоретической задачи и сохраняет ее в течение всего процесса решения;
-При выполнении ориентируется на нахождение и обоснование нового способа решения.
-Может дать четкие ответы на вопросы: "Что нового ты узнал?", "Чему научился?", "Что должен был узнать?" на всех этапах решения и после выполнения задания.
-Достаточно полно воспроизводит все компоненты учебного материала (и теоретические, и фактические).
-Не стремится самостоятельно ставить новые цели.

 

V
Переопределение практической задачи в УЗ (высокий)

-При предъявлении практической задачи самостоятельно формирует учебную цель.
-Решив задачу, хорошо осознает структуру найденного способа, связь со способами ранее решавшихся задач.
-Только неразрешимая практическая задача стимулирует постановку новой учебной задачи, вне такой ситуации постановка УЗ не наблюдается.

 

VI
Самостоятельная постановка новых УЗ (очень высокий)

-По собственной инициативе выдвигает гипотезы применения найденного способа в других условиях, стремится проверить обоснованность гипотез.
-Дополняет требования сложной задачи своими, еще более сложными и содержательными.
-Устанавливает связь нового способа с ранее изученными.

 

2

Планирование, т.е. выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению УЗ, необходимых для этого средств и этапов.

I
(самый низкий)

-Может спланировать 2-3 действия при решении практической задачи.
-Может воспроизводить действия в определенной последовательности по образцу.
-Приступает к выполнению задания, не зная, как будет действовать.
-Не может дать отчета о выполненных учебных действиях.

 

II
(низкий)

-Может спланировать свои действия с помощью учителя (без прямого руководства).
-Самостоятельное планирование практически отсутствует.
-Не планирует как особые действия контроля.
-Может спланировать 3-4 действия при решении практической задачи.
-Предпочитает задания на планирование действий по известному алгоритму.

 

III
(средний)

-Может спланировать 2-3 действия при решении УЗ (в сотрудничестве с одноклассниками).
-Планирует как особое действие итоговый контроль.
-Самостоятельно применяет усвоенный план, но не может внести в него изменения для применения в новых условиях.

 

IV
(выше среднего)

-Может самостоятельно спланировать 3-4 действия при решении УЗ.
-Может самостоятельно изменить план применительно к новым условиям.
-Может описать свои затруднения при планировании.

 

V
(высокий)

-Может спланировать решение УЗ самостоятельно.
-Предусматривает в плане промежуточный контроль.
-На всех этапах планирования может дать отчет о предусматриваемых действиях.

 

VI
(очень высокий)

-Может спланировать полностью решение УЗ.
-Понимает место решения данной УЗ в системе других.
-В зависимости от условий может составить вариативные планы деятельности.
-Осуществляет планирование в свернутом виде, как умственное действие, но при необходимости или по требованию может развернуть его.

 

3

Учебные действия по реализации плана решения УЗ:
-построение способа решения задачи (структурирование изучаемого объекта, выделение отношения, имеющего смысл с точки зрения внутренней структуры ситуации, и понимание различного функционального значения частей).
-фиксация этого способа;
-конкретизация его, т.е. определение (построение) тех классов задач, для решения которых применим найденный способ.

I
(очень низкий)

-не может выполнять учебные действия как нечто целостное, не осознает их содержания и не может дать отчета о них даже с помощью учителя;
-может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом;

 

II
(низкий)

-осознает содержание действий и их состав;
-может организовать их выполнение с внешней помощью, но не доводит до конца;
-может дать отчет о своих действиях, но затрудняется в их практической реализации;
-эффективно работает при пооперационном внешнем контроле;
-самостоятельные учебные действия отсутствуют;

 

III
(средний)

самостоятельно применяет усвоенный способ к решению новой задачи, но не может варьировать его при изменении условий;

 

IV
(выше среднего)

-умеет провести полный анализ условий задачи;
-соотносит его результаты с известными способами;
-пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, но правильно это сделать может только при помощи учителя, группы сверстников;
-осознает особенности нового способа действия и свои затруднения;

 

V
(высокий)

-самостоятельно пошагово модернизирует известный ему способ или строит новый способ;
-на всех этапах решения задачи может дать отчет о выполняемых действиях;

 

VI
(очень высокий)-опирается на принципы построения способов действий;
-выводит новый способ из принципа, а не из модификации известного способа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Контроль процесса и результата решения УЗ (правильности, полноты и т.д.)

I
(очень низкий)-учебные действия не контролируются и не соотносятся со схемой;
-допущенные ошибки не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий;
-не замечает ошибок других учеников;

 

 

II
(низкий)

-может, хотя и не систематически, исправлять ошибки;
-не может обосновать своих действий по исправлению ошибок;
-в малознакомых действиях ошибки не исправляет;

 

III
(средний)

-затрудняется выполнить учебное действие и соотнести его со схемой;
-после решения может соотнести выполненное действие со схемой, найти и исправить ошибки;

 

IV
(выше среднего)

-самостоятельно обнаруживает допущенные ошибки, правильно объясняя при этом действие;
-при выполнении действия ориентируется на обобщенную схему и соотносит с ней процесс решения;
-столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать схему, не контролирует ее адекватность новым условиям;
-умеет контролировать решение задачи одноклассниками;

 

V
(высокий)

-задания, соответствующие схеме, выполняются безошибочно;
-может обнаружить несоответствия схемы новым условиям без помощи учителя;

 

VI
(очень высокий)

-умеет самостоятельно обнаруживать ошибки при решении новой задачи;
-успешно контролирует соответствие выполняемых действий схеме и соответствие самой схемы изменившимся условиям;
-может вносить коррекции в схему действий еще в начале выполнения действий;
-действия выполнены безошибочно.

 

5

Оценивание, т.е. определение на основе контроля меры продвижения в решении УЗ.

I
(очень низкий)

-не умеет и не испытывает потребности в оценивании своих действий (даже по просьбе учителя);

 

II
(низкий)

-не умеет и не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность во внешней оценке;
-оценивая свои действия по просьбе учителя, ориентируется не на содержание, а на внешние особенности решения задачи;

 

III
(средний)

-умеет самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
-может содержательно обосновать правильность или ошибочность действий, соотнося их со схемой;
-не может и не пытается оценить своих возможностей перед решением новой задачи;

 

IV
(выше среднего)

-пытается оценивать свои возможности в решении задачи, но учитывает лишь ее внешние признаки, а не структуру;
-свободно и аргументированно оценивает решение задачи;

 

V
(высокий)

-при решении новой задачи может оценивать свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменения известных способов действия, но не самостоятельно, а с помощью учителя;

 

VI
(очень высокий)

-может самостоятельно до решения задачи оценивать свои возможности, учитывая специфику усвоения способов и их вариаций и границ применения последних.

 

 

 

Таблица 2. «Определение уровни сформированности учебно-познавательного интереса  учащихся»

уро­вень

название уровня

основной диагностический признак

дополнительные диагностические признаки

1

отсутствие интереса

интерес практически не обнаруживается (исключение: положи­тельные реакции на яркий и забавный ма­териал)

безличное или отри­цательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые

2

реакция на новизну

положительные реак­ции возникают только на новый материал, касающийся конкрет­ных фактов (но не теории )

оживляется, задает вопросы о новом фак­тическом материале; включается в выполнение задания, свя­занного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет

3

любопытство

 

 

положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач)

оживляется и задает вопросы довольно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает

4

ситуативный учебный интерес

возникает на способы решения новой част­ной единичной задачи

(но не системы задач)

 

включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ ре­шения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается

5

устойчивый учебно-познавательный

 интерес

 

возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала)

 

охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6

обобщенный учебно-познавательный интерес

 

 

 

 

возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач

 

 

является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов

С целью повышения точности выставляемых оценок надо иметь в виду некоторые общие положения:

При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил:

1. Учитывайте все те особенности поведения ученика, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, т.е. в первую очередь тогда, когда есть возмож­ность говорить о принятии и решении учебной задачи (за­дачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом). Именно такие ситуации сточки зре­ния оценки качественных особенностей учебной деятельно­сти являются наиболее информативными и показательными.

2. Фиксируйте прежде всего наиболее типичные^ устой­чивые особенности поведения ученика как показатели наи­более естественных для него проявлений учебной деятель­ности, но непременно обратите внимание и на то, что прояв­ляется в самое последнее время, сравнивая это с типичны­ми формами.

3. Старайтесь характеризовать особенности учебной де­ятельности по состоянию на данный момент учебного про­цесса, а не по состоянию на полгода или год назад, ибо за это время учебная деятельность могла претерпеть суще­ственные изменения.

Для проведения работы необходимо:

а) зафиксировать все ответы по каждому ученику в спе­циальной таблице, составленной таким образом, что против фамилии каждого ученика вы последовательно пишете выб­ранный Вами ответ (например, 16, 26, 30 и т.д.);

б) взяв "ключ" для обработки результатов, определить уровень сформированности каждого из компонентов и со­ставить новую (итоговую) таблицу

Текст опросника по оценке качественных особен­ностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств.

Обработка результатов:

Для самостоятельного анализа своих ответов учителем предлагается в качестве основы обработки использовать приведенную ниже таблицу. В ней зафиксированы не все ответы, которые могут быть "приписаны" каждому из уров­ней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке необходимо обратиться к основному тексту с описа­нием уровней сформированное™ того или иного компонен­та, чтобы сформулировать более основательную оценку от­носительно этого компонента у данного ученика.

Ключ для обработки результатов по оценке уровня сформированности компонентов учебной деятельности (с применением опросника)

 

Компоненты учеб­ной деятельности

Уровни

Индексы ответов

 

 

 

Часть А

Часть Б

 

Учебно-познавательный интерес

1

2

3

4

5

 

6

1а, 2а, 4а

1б 2б 4б 5а

6а, 76, 8а

3б, 5б, 6б, 8б, 9б

3а,   10б,   11б,   12б,

13а

12б 13б

1а, 2а, 4а

46, 5а

6а, 76, 8б

3б, 5б, 6б, 9б

10б   11а,   12а,

13а

12б 13б

 

Целеполагание

1

2

3

4

5

6

2а, За, 6а, 16а, 17а

3б 16б 17б

6б 14б 18а

15б 18б 17в, 19а

19б 20а

20б

2а, 3, 16а

16б

14б 17а, 19а

15б 18а, 19б

20а

20б

 

Учебные действия

1

2

3

4

5

6

21 а, 22а

23а, 24а

6б 14б 18а

23б  24в,  25а,  26в,

27б

2б, 28а

28б

21 а, 22а

23а, 24а

216,  24б  26б

27а

23б, 24б     25а,

26в, 27б

26г, 28а

28б

 

 

 

Действие контроля

 

 

1

29а, 30а

29а, 30а

2

29б, 30б, 31 а

29б, 31б, 32а

3 4

29в, 31б, 32б

30в, 33а, 34а

29в, 31б, 32а

30в, 33а, 34а

5

336, 34б

33б, 34б

6

33в

33в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Категория: Мониторинг результатов учебной и неучебной деятельности | Добавил: tdbern16 | Теги: Диагностика, метапредметные результаты
Просмотров: 896 | Загрузок: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]