Диагностики оценивания уровня достижения планируемых метапредметных (регулятивных и некоторых личностных) результатов
Таблица 1 «Определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся»
N
п/п
|
Диагностируемое действие
|
Уровень (I-VI)
|
Качественные характеристики уровня
|
Типичные ответы учеников
|
1
|
Целеполагание: принятие (конструирование) школьником УЗ на основе:
-анализа ситуации;
-создания целостного ее образа;
-определения границы знания и незнания;
-кристаллизации проблемы;
-формулировки;-фиксации этой задачи.
|
I
Отсутствие цели (очень низкий уровень)
|
-Формально ориентируется на требования взрослого.
-Приступая к заданию, не может ответить (дает неопределенные ответы) на вопросы: "Что нужно сделать?", "Чему нужно научиться?"
|
|
II
Принятие практической цели (низкий уровень)
|
-До решения практической задачи может ответить на вопросы: "Что будешь сейчас делать?", "Что получишь в результате?"
-Перед выполнением теоретического задания не может ответить на эти вопросы.
|
|
III
Переопределение УЗ в практическую (средний)
|
-Может содержательно ответить на вопросы: "Что можно узнать, выполняя задание?", "Чему можно научиться, выполняя задание?"
-При выполнении утрачивает теоретическую часть задания; вместо вопроса: "Почему нужно делать именно так?" ребенок отвечает на вопрос: "Как нужно делать?"; после выполнения задания затрудняется ответить на вопросы: "Что ты должен был узнать?", "Что ты должен был сделать?"
-После окончания действия полно воспроизводит конкретные сведения (факты, предметы, сюжеты), а теоретический материал - фрагментарно.
|
|
IV
Принятие познавательной задачи (выше среднего)
|
-Определяет цель теоретической задачи и сохраняет ее в течение всего процесса решения;
-При выполнении ориентируется на нахождение и обоснование нового способа решения.
-Может дать четкие ответы на вопросы: "Что нового ты узнал?", "Чему научился?", "Что должен был узнать?" на всех этапах решения и после выполнения задания.
-Достаточно полно воспроизводит все компоненты учебного материала (и теоретические, и фактические).
-Не стремится самостоятельно ставить новые цели.
|
|
V
Переопределение практической задачи в УЗ (высокий)
|
-При предъявлении практической задачи самостоятельно формирует учебную цель.
-Решив задачу, хорошо осознает структуру найденного способа, связь со способами ранее решавшихся задач.
-Только неразрешимая практическая задача стимулирует постановку новой учебной задачи, вне такой ситуации постановка УЗ не наблюдается.
|
|
VI
Самостоятельная постановка новых УЗ (очень высокий)
|
-По собственной инициативе выдвигает гипотезы применения найденного способа в других условиях, стремится проверить обоснованность гипотез.
-Дополняет требования сложной задачи своими, еще более сложными и содержательными.
-Устанавливает связь нового способа с ранее изученными.
|
|
2
|
Планирование, т.е. выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению УЗ, необходимых для этого средств и этапов.
|
I
(самый низкий)
|
-Может спланировать 2-3 действия при решении практической задачи.
-Может воспроизводить действия в определенной последовательности по образцу.
-Приступает к выполнению задания, не зная, как будет действовать.
-Не может дать отчета о выполненных учебных действиях.
|
|
II
(низкий)
|
-Может спланировать свои действия с помощью учителя (без прямого руководства).
-Самостоятельное планирование практически отсутствует.
-Не планирует как особые действия контроля.
-Может спланировать 3-4 действия при решении практической задачи.
-Предпочитает задания на планирование действий по известному алгоритму.
|
|
III
(средний)
|
-Может спланировать 2-3 действия при решении УЗ (в сотрудничестве с одноклассниками).
-Планирует как особое действие итоговый контроль.
-Самостоятельно применяет усвоенный план, но не может внести в него изменения для применения в новых условиях.
|
|
IV
(выше среднего)
|
-Может самостоятельно спланировать 3-4 действия при решении УЗ.
-Может самостоятельно изменить план применительно к новым условиям.
-Может описать свои затруднения при планировании.
|
|
V
(высокий)
|
-Может спланировать решение УЗ самостоятельно.
-Предусматривает в плане промежуточный контроль.
-На всех этапах планирования может дать отчет о предусматриваемых действиях.
|
|
VI
(очень высокий)
|
-Может спланировать полностью решение УЗ.
-Понимает место решения данной УЗ в системе других.
-В зависимости от условий может составить вариативные планы деятельности.
-Осуществляет планирование в свернутом виде, как умственное действие, но при необходимости или по требованию может развернуть его.
|
|
3
|
Учебные действия по реализации плана решения УЗ:
-построение способа решения задачи (структурирование изучаемого объекта, выделение отношения, имеющего смысл с точки зрения внутренней структуры ситуации, и понимание различного функционального значения частей).
-фиксация этого способа;
-конкретизация его, т.е. определение (построение) тех классов задач, для решения которых применим найденный способ.
|
I
(очень низкий)
|
-не может выполнять учебные действия как нечто целостное, не осознает их содержания и не может дать отчета о них даже с помощью учителя;
-может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом;
|
|
II
(низкий)
|
-осознает содержание действий и их состав;
-может организовать их выполнение с внешней помощью, но не доводит до конца;
-может дать отчет о своих действиях, но затрудняется в их практической реализации;
-эффективно работает при пооперационном внешнем контроле;
-самостоятельные учебные действия отсутствуют;
|
|
III
(средний)
|
самостоятельно применяет усвоенный способ к решению новой задачи, но не может варьировать его при изменении условий;
|
|
IV
(выше среднего)
|
-умеет провести полный анализ условий задачи;
-соотносит его результаты с известными способами;
-пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, но правильно это сделать может только при помощи учителя, группы сверстников;
-осознает особенности нового способа действия и свои затруднения;
|
|
V
(высокий)
|
-самостоятельно пошагово модернизирует известный ему способ или строит новый способ;
-на всех этапах решения задачи может дать отчет о выполняемых действиях;
|
|
VI
(очень высокий)-опирается на принципы построения способов действий;
-выводит новый способ из принципа, а не из модификации известного способа.
|
|
|
4
|
Контроль процесса и результата решения УЗ (правильности, полноты и т.д.)
|
I
(очень низкий)-учебные действия не контролируются и не соотносятся со схемой;
-допущенные ошибки не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий;
-не замечает ошибок других учеников;
|
|
|
II
(низкий)
|
-может, хотя и не систематически, исправлять ошибки;
-не может обосновать своих действий по исправлению ошибок;
-в малознакомых действиях ошибки не исправляет;
|
|
III
(средний)
|
-затрудняется выполнить учебное действие и соотнести его со схемой;
-после решения может соотнести выполненное действие со схемой, найти и исправить ошибки;
|
|
IV
(выше среднего)
|
-самостоятельно обнаруживает допущенные ошибки, правильно объясняя при этом действие;
-при выполнении действия ориентируется на обобщенную схему и соотносит с ней процесс решения;
-столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать схему, не контролирует ее адекватность новым условиям;
-умеет контролировать решение задачи одноклассниками;
|
|
V
(высокий)
|
-задания, соответствующие схеме, выполняются безошибочно;
-может обнаружить несоответствия схемы новым условиям без помощи учителя;
|
|
VI
(очень высокий)
|
-умеет самостоятельно обнаруживать ошибки при решении новой задачи;
-успешно контролирует соответствие выполняемых действий схеме и соответствие самой схемы изменившимся условиям;
-может вносить коррекции в схему действий еще в начале выполнения действий;
-действия выполнены безошибочно.
|
|
5
|
Оценивание, т.е. определение на основе контроля меры продвижения в решении УЗ.
|
I
(очень низкий)
|
-не умеет и не испытывает потребности в оценивании своих действий (даже по просьбе учителя);
|
|
II
(низкий)
|
-не умеет и не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность во внешней оценке;
-оценивая свои действия по просьбе учителя, ориентируется не на содержание, а на внешние особенности решения задачи;
|
|
III
(средний)
|
-умеет самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
-может содержательно обосновать правильность или ошибочность действий, соотнося их со схемой;
-не может и не пытается оценить своих возможностей перед решением новой задачи;
|
|
IV
(выше среднего)
|
-пытается оценивать свои возможности в решении задачи, но учитывает лишь ее внешние признаки, а не структуру;
-свободно и аргументированно оценивает решение задачи;
|
|
V
(высокий)
|
-при решении новой задачи может оценивать свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменения известных способов действия, но не самостоятельно, а с помощью учителя;
|
|
VI
(очень высокий)
|
-может самостоятельно до решения задачи оценивать свои возможности, учитывая специфику усвоения способов и их вариаций и границ применения последних.
|
|
Таблица 2. «Определение уровни сформированности учебно-познавательного интереса учащихся»
уровень
|
название уровня
|
основной диагностический признак
|
дополнительные диагностические признаки
|
1
|
отсутствие интереса
|
интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал)
|
безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
|
2
|
реакция на новизну
|
положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории )
|
оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет
|
3
|
любопытство
|
положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач)
|
оживляется и задает вопросы довольно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает
|
4
|
ситуативный учебный интерес
|
возникает на способы решения новой частной единичной задачи
(но не системы задач)
|
включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается
|
5
|
устойчивый учебно-познавательный
интерес
|
возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала)
|
охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
|
6
|
обобщенный учебно-познавательный интерес
|
возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач
|
является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов
|
С целью повышения точности выставляемых оценок надо иметь в виду некоторые общие положения:
При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил:
1. Учитывайте все те особенности поведения ученика, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, т.е. в первую очередь тогда, когда есть возможность говорить о принятии и решении учебной задачи (задачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом). Именно такие ситуации сточки зрения оценки качественных особенностей учебной деятельности являются наиболее информативными и показательными.
2. Фиксируйте прежде всего наиболее типичные^ устойчивые особенности поведения ученика как показатели наиболее естественных для него проявлений учебной деятельности, но непременно обратите внимание и на то, что проявляется в самое последнее время, сравнивая это с типичными формами.
3. Старайтесь характеризовать особенности учебной деятельности по состоянию на данный момент учебного процесса, а не по состоянию на полгода или год назад, ибо за это время учебная деятельность могла претерпеть существенные изменения.
Для проведения работы необходимо:
а) зафиксировать все ответы по каждому ученику в специальной таблице, составленной таким образом, что против фамилии каждого ученика вы последовательно пишете выбранный Вами ответ (например, 16, 26, 30 и т.д.);
б) взяв "ключ" для обработки результатов, определить уровень сформированности каждого из компонентов и составить новую (итоговую) таблицу
Текст опросника по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств.
Обработка результатов:
Для самостоятельного анализа своих ответов учителем предлагается в качестве основы обработки использовать приведенную ниже таблицу. В ней зафиксированы не все ответы, которые могут быть "приписаны" каждому из уровней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке необходимо обратиться к основному тексту с описанием уровней сформированное™ того или иного компонента, чтобы сформулировать более основательную оценку относительно этого компонента у данного ученика.
Ключ для обработки результатов по оценке уровня сформированности компонентов учебной деятельности (с применением опросника)
Компоненты учебной деятельности
|
Уровни
|
Индексы ответов
|
|
|
|
Часть А
|
Часть Б
|
|
Учебно-познавательный интерес
|
1
2
3
4
5
6
|
1а, 2а, 4а
1б 2б 4б 5а
6а, 76, 8а
3б, 5б, 6б, 8б, 9б
3а, 10б, 11б, 12б,
13а
12б 13б
|
1а, 2а, 4а
46, 5а
6а, 76, 8б
3б, 5б, 6б, 9б
10б 11а, 12а,
13а
12б 13б
|
|
Целеполагание
|
1
2
3
4
5
6
|
2а, За, 6а, 16а, 17а
3б 16б 17б
6б 14б 18а
15б 18б 17в, 19а
19б 20а
20б
|
2а, 3, 16а
16б
14б 17а, 19а
15б 18а, 19б
20а
20б
|
|
Учебные действия
|
1
2
3
4
5
6
|
21 а, 22а
23а, 24а
6б 14б 18а
23б 24в, 25а, 26в,
27б
2б, 28а
28б
|
21 а, 22а
23а, 24а
216, 24б 26б
27а
23б, 24б 25а,
26в, 27б
26г, 28а
28б
|
|
Действие контроля
|
1
|
29а, 30а
|
29а, 30а
|
2
|
29б, 30б, 31 а
|
29б, 31б, 32а
|
3 4
|
29в, 31б, 32б
30в, 33а, 34а
|
29в, 31б, 32а
30в, 33а, 34а
|
5
|
336, 34б
|
33б, 34б
|
6
|
33в
|
33в
|
|