Главная » Файлы » Обобщение опыта » Обобщение опыта

Мастер-класс учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 16» Бернгардт Татьяны Дмитриевны СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ИЛИ КАК ПО-ПРОСТОМУ НАУ
[ Скачать с сервера (44.3 Kb) ] 10.08.2014, 08:27

Мастер-класс учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 16»

 Бернгардт Татьяны Дмитриевны

 

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ

ИЛИ КАК ПО-ПРОСТОМУ НАУЧИТЬ СЛОЖНОМУ

 

«Чем глубже и тоньше познание окружающего мира,

 тем большим количеством знаков и

символов наполняется сознание ребенка

и тем проще ему оперировать

самыми отвлеченными символами»

Лебедева С.А.

 

Цель:

- продемонстрировать последовательность действий учителя при обучению моделированию;

- включить участников мастер-класса в деятельность по освоению способа моделирования.

 

Ход мастер-класса

 

Этапы МК

Тезисы

Деятельность

участников

Предполагаемые результаты

Актуализация

* нет ничего актуальнее Государственных федеральных стандартов

* основная идея стандарта

* чаще всего внимание педагогов направлено на …

* недостаточно внимания уделяется учебному моделированию

 

 

 

Понимание/ принятие  актуальности и значимости  выбранной темы

Обоснование выбора темы мастер-класса

* но заданий формирующих это умение в системе не применяют

* значимость моделирования 

моделирование  как содержание 

моделирование как метод, средство 

моделирование это учебное  действие

 

 

 

Сообщение темы и содержания мастер-класса

*  продемонстрирую вам способ обучения моделированию

* на основных этапах, вызывающих наибольшие затруднения будет сделан акцент

* чтобы увидеть универсальность способа не привязываю его к определенному возрасту обучающихся и к содержанию учебного предмета

* это мода.

 

 

 

Приглашение к участию

* помощники

 

 

Целеполагание

* опираясь на  тему мастер-класса, попробуйте сформулировать:  какую задачу мы можем решить?

* слова-помощники  

 

Формулирование учебной задачи по известной теме

Озвучивание и фиксирование учебной задачи

Представление плана деятельности

* предлагаю решить эту задачу, действуя по плану

* каждая группа  будет выполнять задание, которое направлено на формирование определенного умения

 

Рассматривание плана, декодирование его знаков и символов, понимание содержания плана

Понимание последовательности выполнения предстоящих действий

Работа в группах

Работа групп

Выполнение заданий в группах

Общий результат работы в группе

Обсуждение результатов групповой работы

Выступления от групп по плану:

- какое задание выполняли?

- какие результаты получились?

- выберите одно умение, на формирование которого на ваш взгляд было направлено это задание:

А) умение кодировать/замещать – использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов; и обратная операция  - декодирование – считывание информации;

Б) умение использовать наглядную модель (схему, чертеж, график) для отражения пространственного расположения предметов или отношений между предметами или их частями;
В) умение строить наглядную модель через  перевод информации на знаково-символический язык  вещественными или графическими средствами.

 

Обсуждение, определение умений, на формирование которых были направлены задания групп

Обобщение способа

* обсудите, в каком порядке следует формировать эти действия, чтобы учащиеся овладели способом моделирования

* представители от групп расставят их по порядку

* можно ли добавить такие знаки, которые покажут отношения между этими действиями?

Определяют последовательность формирования умений

Возрастающая последовательность знаково-символических УУД

Рефлексия

* вернемся к цели нашей встречи

* Как вы поняли, в чем заключается способ обучения учащихся моделированию?

Рефлексируют, называют последовательность действий в способе обучения моделированию

Способ обучения моделированию в текстовом  варианте

 

* где  вы видите в практической деятельности место применения способа обучения моделированию?

*  мы работали в деятельностном подходе, и это является необходимым условием для освоения способа моделирования

Доказывают универсальность способа

Указание на условия освоения способа

 

* буклет как  возможность посмотреть и вспомнить универсальность и простоту  способа обучения моделированию

* вопросы

 

Рассматривают буклеты, задают вопросы на понимание и уточнение

 

 

 

В приложении представлен буклет «Способ обучения моделированию или как по-простому научить сложному»

ЭТАПЫ   

 УЧЕБНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

 

  1. Использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов – кодировка и декодировка

Формулировка задания, направленного на умение колировать/замещать и обратная операция – декодировка – считывание информации.

  1. Соотнесите изображение и символ
  2. Придумайте и нарисуйте символы для обозначения изображений шарфа и пояса

 

  1. Использование готовой наглядной модели (схемы, чертежа, графика) для отражения пространственного расположения предметов или отношений между предметами или их частями.

Формулировка задания, направленного на умение использовать готовую наглядную модель для отражения отношений между предметами

Дополните схему «Стили моды», вклейте недостающие элементы.

 

III. Построение моделей и работа с ними в двух направлениях: а) достраивание  и б) видоизменение, переконструирование.

Формулировка задания, направленного на умение строить наглядную модель через перевод информации на знаково-символический язык вещественными или графическими средствами

Составьте наглядную модель (диаграмму) «Предпочтения вариантов деловой одежды» на основе данных таблиц, в которых указаны результаты опроса педагогов и учащихся.

     Литература:

 

  1. А.Г. Асмолов  Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе.
  2. А.Л. Густомясова Схематизация  как средство формирования познавательной деятельности.
  3. Гальперин  П.Я. Методы обучения и умственное развитие  ребенка.
  4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий  у детей в процессе обучения.

 

 

 

 

Способ обучения моделированию

или

как по-простому научить сложному

 

 

 

учитель МБОУ «СОШ № 16»

Бернгардт Татьяна Дмитриевна

 

 

Категория: Обобщение опыта | Добавил: tdbern16
Просмотров: 2011 | Загрузок: 262 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]