Главная » Файлы » Интегрированное образование » Интегрированное образование |
[ Скачать с сервера (1.36 Mb) ] | 09.03.2014, 04:36 |
Проблема постановки и реализации коррекционных целей интегрированного урока
Бернгардт Татьяна Дмитриевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска Грамотная организация интегрированного обучения детей с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. В условиях МБОУ «СОШ № 16 г. Ачинска» реализуется модель интегрированного обучения «Полная интеграция (детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс) с обязательным сопровождением узких специалистов». При реализации этой модели учитывается особая роль урока и учителя. Задача учителя начальной школы – обеспечить доступное и качественное образование всех учащихся при организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе. Опираясь на свой опыт, я выделила некоторые моменты, вызывающие трудности в практике учителя интегрированного класса. В докладе я расскажу о своих затруднениях и способах их решения при формулировании и реализации целей интегрированного урока. Итак, о трудностях и проблемах при постановке целей интегрированного урока или о том, как происходит понимание того «чему учить». До проектирования урока учителю необходимо знать «портрет» учащегося, знать его особенности. а) знания об особенностях детей с задержкой психического развития и б) знание методов, приемов коррекционно-развивающей работы. Эти знания помогают снять специалисты ПМПк, где в ходе индивидуальных консультаций с узкими специалистами, бесед с родителями, при обсуждении динамики учебных достижений собирается информация об учащемся. Первый шаг по определению целей коррекционной работы с учащимся, который позволяет мне определить зону актуального развития – то, что ребенок делает самостоятельно, и наметить зону ближайшего развития – то, что он может выполнить с разными видами помощи. Зона ближайшего развития – не только ориентир, критерий для отбора содержания, методов и приемов обучения. При подготовке важно учитывать на уроке каждого ученика, в том числе и учеников с высокой мотивацией. На уроке это реализуется через дифференциацию и/или индивидуализацию заданий и разных форм работы. Следующим шагом учитель создает такую интегрированную программу по учебному предмету, чтобы содержательная составляющая обеих программ не была нарушена (имеется ввиду общеобразовательная программа и программа школы VII вида). При составлении такой программы соотносится содержание программы общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VII вида в аспекте темы, содержания, целей, результатов на уровне представлений, знаний, действий. Далее прописываются цели – результаты данного урока или блока уроков через диагностируемые умения. Для этого удобно пользоваться таксономией Б.Блума в когнитивной (познавательной) области. Особо хочу акцентировать внимание на коррекционной цели. В моей практике постановка именно этих целей вызывает наибольшие затруднения. Коррекционная цель должна быть предельно конкретной, диагностичной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Для формулирования коррекционной цели учитель определяет ключевое умение, формируемое на уроке. Затем раскладывает его на микроумения и выбирает из них то, которое недостаточно сформировано. Это «слабое звено» является целью коррекционной работы и для него составляется карточка-помощница. Здесь находят отражение ориентиры из зон актуального и ближайшего развития. Учитель должен выделить уровни сформированности умения, определить индикаторы, позволяющие судить о том, что этот уровень достигнут учеником, а также подобрать/составить задания на формирование каждого уровня этого умения. Эту работу выполнить качественно и самостоятельно, без специальных знаний по коррекционной педагогике и без помощи специалистов ПМПк учитель затрудняется. Принимая во внимание то, что подготовка к уроку происходит ежедневно, а у специалистов свой план работы, мы обсуждаем коррекционные цели на консультациях учителя с узкими специалистами. В следующей части доклада я расскажу о том, как реализуются коррекционные цели на интегрированном уроке. Но прежде хочу остановиться, чтобы ответить на вопросы, касающиеся предыдущего содержания. Интегрированный урок имеет ряд особенностей. Для реализации коррекционных целей интегрированного урока учителю необходимо: - отобрать содержание урока, выбрать типа урока и определить основные этапы урока в соответствии с типом урока и методов/приемов обучения (особое внимание таким этапам урока, как целеполагание, планирование, рефлексивные остановки и проговаривание способа выполнения задания); - определить вид помощи для учащихся с ОВЗ на каждом этапе урока (учет степени самостоятельности и меры помощи), в том числе через определение содержания карточек-помощниц с учетом степени владения общеучебными навыками и объемом усвоения материала (напомню, что здесь место для дифференциации заданий и форм работы для учащихся с разными уровнями познавательной активности, в том числе и для одаренных детей); - подобрать виды работы таким образом, чтобы обеспечить усвоение учебного материала и активизировать познавательную деятельность (разворачивание полного цикла учебной деятельности, смена видов деятельности, дробление материала, создание учебных ситуаций разной сложности (еще одно место для дифференциации и индивидуализации для учеников с высоким уровнем развития познавательной активности), включение игровых приемов, использование занимательных материалов, наглядности, чередование форм работы); - определить места для рефлексивных остановок и итоговой рефлексии; Опираясь на свой практический опыт, считаю особенно важным использование в системе некоторых приемов:
- проговаривание способа выполнения задания, особенно домашнего, - использование приема «Речевой образец»: повторение вывода за учителем или другим учащимся,
| |
Просмотров: 707 | Загрузок: 229 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |