Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2008-2009 учебный год
Руководитель ГМО – Бернгардт Татьяна Дмитриевна
1. Состав методического объединения
СОШ
|
ФИО руководителя ШМО СОШ № _____,
Варианты: педагоги и специалисты
|
Образование
|
Педагогический стаж
|
Категория
|
МОУ СОШ № 1
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 2
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 3
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 4
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 5
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 6
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 7
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 8
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 9
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 10
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 11
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 12
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 13
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 14
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 15
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 16
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 17
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 18
|
|
|
|
|
МОУ СОШ № 19
|
|
|
|
|
2. Выполнение поставленных на 2008-2009 учебный год задач
2.1. При планировании опирались на анализ методической работы, анализ работы ГМО, анализ работы базовых площадок по безотметочному обучению. В анализе выделили следующие трудности:
- отсутствие взаимодействия по планированию (проектированию) деятельности на год между руководителями ГМО и площадок;
- отсутствие единого понимания понятий и терминов.
В предыдущий год в ГМО проводилось много мероприятий, которые дублировались по содержанию, что привело к временному дефициту педагогов начальной школы. На аналитико-рефлексивном семинаре в мае 2008 года было высказано предположение: результат методической работы может быть продуктивнее, если ГМО и БП объединят усилия над одной темой и будут проводить ряд мероприятий совместно таким образом, чтобы теоретическую часть изучать совместно, а практическую (проектирование, составление плана-конспекта урока)– в соответствии с системой обучения. Были запланированы следующие мероприятия:
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
Семинар-практикум «Становление ключевых компетентностей младших школьников» (2дня)
|
Вторая неделя февраля
|
Кривенкова Л.А., Самохвалова Н.М.,
Бернгардт Т.Д., Гольцман Е.К.,
Баева Е.Н., Верещагина Н.В.
|
Семинар-практикум «Организация УВП,обеспечивающего включенность учащихся с выходом на их успешность» (2 дня)
|
Третья неделя ноября
|
На этапе общего заседания решили 2008-2009 учебный год работать по теме «Современный урок» и выбрали ключевые направления совместной деятельности:
- формирование единого понимания терминов и понятий, относящихся к теме «Современный урок»;
- мотивация на педпробу как средству и способу повышения профессиональных компетентностей;
- организация профессионального взаимодействия педагогов из разных систем;
- проецирование участниками способа проектирования и проведения мероприятия (урока).
Задачи:
1)Выявление и распространение ППО. Сопровождение профобразования педагогов.
2) Формирование единого представления о предназначении ГМО и ШМО.
3) Разработка предложений по осуществлению системы мер, направленных на ликвидацию выявленных проблем.
4) Организация совместной деятельности сетевого взаимодействия с целью создания единого образовательного пространства на муниципальном уровне
2.2 Деятельность по выполнению поставленных задач
Задача (название)
|
Мероприятия (в
соответствии
с задачами).
|
Форма
|
Включенность педагогов (кол-во рук ШМО, педагогов, специалистов); кол-во ОУ
|
Ответственные
|
Результат
|
Профициты
|
Трудности
|
Пути преодоления
|
Сопровождение профобразования педагогов
|
|
Изучение нормативно-правовых документов
|
1) ОДИ – семинар «Требования профессионального стандарта к деятельности педагога» (выездной)
|
ОДИ-семинар
|
Педагогов - 7, рук ШМО - 11, зам по УВР – 5.
|
Ятченя С.В., Баева Е.Н., Попова Е.Б., Бернгардт Т.Д.
|
Повышение рефлексивной, информационной и коммуникативной компетентностей, выделение способа организации деятельности по анализу содержания Проекта Стандарта.
Продукты: 1.Рефлексивный дневник (обозначение способа).
2. Отношение к Проекту образовательного стандарта II поколения
3.Пакет документов, регламентирующих профдеят-ть педагога.
4.Понятийный словарь
Формирование пакета
|
Способ анализирования текста и представления информации в виде тезисов, конспектов Удерживание норм групповой работы.
|
Поверхностные знания должностной инструкции, недопонимание параметров соответствия профдеят-ти педработников
|
Изучение должностной инструкции педагога на заседаниях ШМО (семинар-зачет, пед.игры)
|
2) «Обсуждение Проекта образовательного стандарта II поколения»( в То и РО системах)
|
Теоретические семинары
|
ГМО ТО – 27, из них:
Рук ШМО 10
Педагогов 17
ГМО РО (Занков) – 28
ГМО РО (Эльконин-Давыдов)- 15
|
ЯтченяС.В., Кривенкова Л.А., Самохвалова Н.М., Бернгардт Т.Д.
|
Формирование общего понимания терминов и понятий, используемых в Стандарте
Сравнительный анализ некоторых позиций существующего Стандарта и проекта стандарта
|
1)Способы организации деятельности по сравнению двух и нескольких документов.
2)Анкета «Анализ деятельности педагога»
3)презентации «Реализация индивидуализации на уровне школы», «Образовательные стандарты II поколения», «Государственные стандарты общего образования»
4) навыки определения собственных затруднений и планирования дальнейшей работы по их устранению
|
На семинар ГМО ТО пришли не только рук ГМО, но и педагоги, большая часть из которых не владела содержанием материалов, поэтому с данной категорией не удалось организовать обсуждение на должном уровне.
В ГМО РО:
1) в системе Занкова остались вопросы по КОД, по внеурочной деят-ти;
2) в системе Эльконина-Давыдова вопрос о необходимости пересмотра подготовки педкадров из ВУЗов, о соответствии структуры урока и Стандарта.
|
Планирование работы в ШМО по изучению и сравнению данных документов, самостоятельное изучение документов, обсуждение
|
Организация совместной деятельности сетевого взаимодействия с целью создания единого образовательного пространства на муниципальном уровне
|
|
- организация учебно-воспитательного процесса с учетом дифференцированного и индивидуального подхода для обеспечения включенности учащихся в деятельность;
- первичная экспертиза материалов учебно-методического, методического характера, их рекомендация к рассмотрению на ГМО, на конкурсы различного уровня, для печати и др.;
- формирование навыка программирования педагогической детельности;
|
Цикл мероприятий «Современный урок»
|
Теоретические, проектировочные, рефлексивно-аналитические семинары, осуществление педпроб и их рефлексия круглые столы
|
1 семинар-39, из них
Зам дир- 9,
Рук ШМО-17,
Педагогов- 13
2 семинар – 34, из них:
Зам дир-10,
Рук ШМО-17,
Педагогов- 7
3 семинар (выездной) -23
Педагогов - 7, рук ШМО - 11, зам по УВР – 5.
4 семинар – 22 человека
Педагогов - 5, рук ШМО - 11 зам по УВР – 6
|
ЯтченяС.В., Самохвалова Н.М., Кривенкова Л.А., Баева Е.Н,, Бернгардт Т.Д.
|
Договорились о едином понимании терминологии. Выход на проектирование педпроб, их осуществление и рефлексию.
Появилась схема организации урока в Де-подходе, часть ее наполнилась содержанием, набор заданий, помогающих выйти на целеполагание, развернутые планы-конспекты уроков с элементами проекта урока, рефлексивный анализ и перепроекты уроков, рефлексивный дневник, тезаурус «Современный урок », презентация «Проектирование урока в Деятельностном подходе»
|
Общих профицитов нет, но есть ресурс кадров по направлениям: формирование КОД учащихся, действия проектировщика.
Понимание способа определения собственных затруднений и планирования дальнейшей работы по их устранению (с использованием рефлексивного дневника).
|
Трудности:
1)в проектировании: не освоен способ проектирования урока в Де-подходе;
2) педагог не может точно реализовать проект урока;
3)педагоги воспринимают пробы как форму экзамена, поэтому с трудом выходят на пробу.
|
Планирование дальнейшей самостоятельной работы, работы в группе, паре или ШМО.
|
Формирование общих представлений о деятельности руководителя ШМО.
|
Моделирование деятельности руководителя ШМО
|
Теоретико-моделирующий моделирующий семинар
|
ГМО ТО
Рук ШМО 15 человек
|
Ятченя С.В., Бернгардт Т.Д., Коваленко Л.В.
|
Общее представление о деятельности руководителя ШМО. Продукты: модель деятельности руководителя ШМО, оргпроекты, презентация «Моделирование деятельности руководителя ШМО».
|
Способ анализирования информации и представления ее в виде тезисов, моделей, оргпроектов. Удерживание норм групповой работы.
|
Трудности в организации некоторых форм (мастер-класс, педмастерская), в организации аналитико-проектировочных семинаров (планирование работы ШМО)
|
Наметить направление работы в рамках ГМО «Организация деятельности руководителя ШМО»
|
Разработка предложений по осуществлению системы мер, направленных на ликвидацию выявленных проблем.
|
Анализ работы ГМО за год.
|
Аналитико-рефлексивный семинар
|
ГМО ТО -12 человек (отсутствовали рук ШМО СОШ № 10,14,19)
|
Ятченя С.В., Бернгардт Т.Д.
|
Планирование работы на следующий год (время, направление деятельности, мероприятие, предполагаемые результаты и продукты), определение собственного дефицита и профицита.
|
Аналитическая компетентность, нормы групповой работы, способ составления «ресурсной карты»
|
Выделение и формулировка своих затруднений с позиции рук ШМО, определение возможных способов преодоления. Закрытость педагогов.
|
Через организацию взаимодействия между членами ШМО (по плану работу на следующий год).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы по реализации задач:
Удалось реализовать все задачи, но ..
Уровень организации мероприятий
Получены продукты
В результате организации деятельности по решению задач были выявлены профициты, которые в дальнейшем будут использованы
Трудности и проблемы (с кем или чем они связаны):
- В проектировании урока в Де-подходе.
- Налаживание коммуникации между отдельными участниками.
- В обеспечении мотивации педагогов на деятельностную включенность.
Пути решения
При анализе уроков педагоги выделили следующие отрицательные стороны:
- Большинство учителей получили в качестве продукта план, а не проект урока; у части учителей получился план урока с элементами проекта на отдельных этапах урока, т,е. большинство еще не владеют способом проектирования.
- Пробы показали, что не всегда удается реализовать деятельностный подход (а именно западает момент целеполагания, либо цель навязывается детям, либо цель принимается не всеми детьми, либо не конкретизируется, четко не оформляется в высказываниях).
- Не удается просчитать все риски, хотя задание по просчитыванию рисков участниками семинара выполнялось.
- Не всегда фиксируется способ действий, план действий, что в свою очередь, создает возникновение рисков, не позволяет организовать качественное целеполагание, рефлексию.
- Не удается удержать позицию (учитель-тьютор, сопровождающий).
- Рефлексия не всегда по содержанию. Контроль предусматривается. Выбор критериев при оценивания не всегда предлагается детьми.
Положительным является следующее:
- На этапе проектирования, перепроектирования удалось обеспечить максимальную включенность педагогов.
- Педагогам, осуществлявшим пробу, не всегда удается реализовать проект в полной мере.
- Большинство учителей осознали важность владения способом проектирования, высказали предложение продолжить начатую работу.
- Учителя понимают, что проба – это коллективный продукт, за результативность которого отвечает каждый, поэтому во втором семинаре не возникло затруднений с выходом на пробы.
3. перспективный план работы на 2009-2010 учебный год ГМО ТО
Месяц
|
Задача
|
Мероприятие
|
Форма проведения
|
Ожидаемый результат
|
Ноябрь, февраль
|
Выявление и распространение ППО
Сопровождение профобразования педагогов.
|
Обобщение и представление педагогического опыта
|
Мастер-классы, открытые уроки, педмастерские (по заявке )
|
Распространение ППО
|
Педпробы, мастер-класс, презентация деятельности, семинар
|
Узнаю, как в других школах организована деятельность ШМО по данной задаче
|
Октябрь
Декабрь
Март
|
Решение частной задачи «Способы обобщения , представления педагогического опыта».
Формирование единого представления о предназначении ГМО и ШМО.
|
Семинары (возможно педмастерские) «Способы обобщения , представления педагогического опыта».
|
консультирование
мастер-классы и практические семинары.
|
Снятие вопросов, затруднений
Организовать взаимопосещение, взаимодействие между рук ШМО с целью педпроб как на ГМО, так и на базе других школ.
Взаимодействие через временную группу с рук другого ШМО по решению конкретной проблемы (сформулировать трудности)
Представлять модель своего ШМО. С целью освещения модели организации взаимодействия между членами ШМО (группы разные . )
Создание ресурсной карты под проблемы для рук ШМО.
Обмен опытом по составлению плана работы ШМО. Составлять план ШМО, выделяя общие и частные задачи.
ГМО как место предъявления, обобщения опыта
|
Сентябрь
Апрель
Май
|
Разработка предложений по осуществлению системы мер, направленных на ликвидацию выявленных проблем
|
Рефлексивно-аналитические семинары «Планирование работы ГМО»
|
теоретико-моделирующий семинар, мастер-класс, педпробы, анализ проб, педмастерские
|
Появление представления о
составлении плана работа ШМО, увидеть план руководителей ШМО других школ и анализ их Де ; научиться самой составлять план ШМО о осуществлять анализ своей Де.
|
3. перспективный план работы на 2009-2010 учебный год ГМО ТО
Месяц
|
Задача
|
Мероприятие
|
Форма проведения
|
Ожидаемый результат
|
Ноябрь, февраль
|
Выявление и распространение ППО
Сопровождение профобразования педагогов.
|
Обобщение и представление педагогического опыта
|
Мастер-классы, открытые уроки, педмастерские (по заявке )
|
Распространение ППО
|
Педпробы, мастер-класс, презентация деятельности, семинар
|
Узнаю, как в других школах организована деятельность ШМО по данной задаче
|
Октябрь
Декабрь
Март
|
Решение частной задачи «Способы обобщения , представления педагогического опыта».
Формирование единого представления о предназначении ГМО и ШМО.
|
Семинары (возможно педмастерские) «Способы обобщения , представления педагогического опыта».
|
консультирование
мастер-классы и практические семинары.
|
Снятие вопросов, затруднений
Организовать взаимопосещение, взаимодействие между рук ШМО с целью педпроб как на ГМО, так и на базе других школ.
Взаимодействие через временную группу с рук другого ШМО по решению конкретной проблемы (сформулировать трудности)
Представлять модель своего ШМО. С целью освещения модели организации взаимодействия между членами ШМО (группы разные . )
Создание ресурсной карты под проблемы для рук ШМО.
Обмен опытом по составлению плана работы ШМО. Составлять план ШМО, выделяя общие и частные задачи.
ГМО как место предъявления, обобщения опыта
|
Сентябрь
Апрель
Май
|
Разработка предложений по осуществлению системы мер, направленных на ликвидацию выявленных проблем
|
Рефлексивно-аналитические семинары «Планирование работы ГМО»
|
теоретико-моделирующий семинар, мастер-класс, педпробы, анализ проб, педмастерские
|
Появление представления о
составлении плана работа ШМО, увидеть план руководителей ШМО других школ и анализ их Де ; научиться самой составлять план ШМО о осуществлять анализ своей Де.
|
|